Гонка продовольственных цен продолжается
На прошедшей неделе в Россию продолжилось полномасштабное наступление горячей ценовой осени. Так, московские власти признали, что спрос на пресловутую гречку, с ростом цен на которую вынужден был разбираться сам президент России, вырос вдвое, а стоимость ее в некоторых магазинах достигла 80 руб. За крупой пошли в рост цены на картофель, неурожай которого вновь лично инспектировал господин Медведев, затем и яйца подорожали на 15%, далее, судя по всему, цены пойдут вверх с остановками по всем товарным позициям.
На этом фоне во вторник Минсельхоз устами главы ведомства Елена Скрынник отчитался перед депутатами Госдумы и журналистами о наиболее острых "продуктовых" проблемах. По ее словам, гречка в магазинах может появиться уже в сентябре, не менее 4 млн. тонн картофеля придется закупить за рубежом, а ущерб от засухи достиг почти 40 млрд. рублей.
Справка
На поддержку сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи, правительство выделило 35 миллиардов рублей, из них 25 миллиардов - бюджетные кредиты, сроком на три года. 10 миллиардов – это субсидии на покрытие прямого ущерба оценка, которого, по информации Минсельхоза, уже проведена по всем пострадавшим регионам.
При этом на неделе правительство России впервые открыто признало, что засуха может повлиять на стоимость не только продовольственных, но и непродовольственных товаров. Об этом в среду заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин, впрочем, добавив, что подобное развитие событий не имеет под собой объективных оснований.
"Такие риски всегда есть, это поведение участников рынка, попытка застраховать свои доходы от новых, непредвиденных ситуаций", – сказал он.
Отчего растут цены, как обычно никто толком сказать не может. Одни кивают на международные факторы, другие на спекулянтов, раздувающих истерику, третьи - на несознательных граждан, в этой истерике участвующих и скупающих товары вне зависимости от цены и необходимости в покупках. На самом деле устроить в России гонку продовольственных цен проще простого даже на фоне относительно изобильного предложения. Стоит вспомнить, что всего лишь 20 лет назад потребительский рынок разрушающегося СССР а позже, свеженародившейся России представлял собой унылую череду пустых прилавков и дикие очереди сограждан с талонами и карточками в руках. 20 лет - по историческим меркам пустяк, а народная память о товарном дефиците — штука очень опасная. Даже в тучные годы прошлого десятилетия в Москве внезапно скупили всю соль, что уж говорить о неурожайной осени 2010. Да и высокая монополизация российской экономики не способствует здоровому ценообразованию ни в одном из ее сегментов, в том числе и на потребительском рынке.
Как бороться с ростом цен на продовольствие? Об этом мы спросили Максима Орешкина, руководителя аналитического департамента по России и СНГ "Креди Агриколь".
Орешкин: Рост цены, который должен привести к аналогичному снижению спроса именно на данные компоненты, вызваны объективными причинами. И вот эта часть продовольственной инфляции при новом урожае должна отыграть обратно, и рост цен из-за этого фактора должен отыграться обратно уже в следующем году. Вторая группа причин, которая связана с тем, что в цепочке от производителя до покупателя появляются где-то узкие места с точки зрения монополизации отдельных сегментов, и отсутствие конкуренции на этих этапах приводит к тому, что у тех, кто находится на этом этапе уровень маржи, уровень дохода оказывается более высокий. С этим, конечно же, нужно бороться. И тут определенную роль должна сыграть антимонопольная служба, которая должна находить эти узкие места и бороться с монополизмом.
Экономические ожидания правительства улучшились
В прошедшую среду состоялось заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, основной темой которой стал проект главного финансового документа страны на 2011–2013 годы. Было принято решение, что правительство рассмотрит проект бюджета уже 23 сентября, после чего документ будет внесен в Госдуму. Федеральный бюджет будет формироваться на основе 37 государственных программ, по которым в ходе реформы бюджета в 2011 году предполагается распределить расходы. Кстати, в России достаточно давно обсуждается идея перехода бюджета от функциональной структуры к структуре госпрограмм. В настоящее время подобная методика существует во многих странах мира, таких как США, Канада, Швеция и Новая Зеландия и вот теперь добралась и до России.
Справка
По прогнозам Минфина, в будущем году дефицит бюджета составит 3,6% ВВП, а в 2012 – 3,1%, в 2013 – 2,9% ВВП.
Что касается текущего года, то экономические ожидания правительства по нему улучшились. В частности, прогноз дефицита бюджета России понижен с 5,4% до 5,3% ВВП. Таким образом, в абсолютном выражении прогноз дефицита сокращается на 37 млрд. рублей – до 2 трлн. 391,6 млрд. рублей. Соответственно, прогноз доходов бюджета России на 2010 год увеличен на 57,4 млрд. рублей – до 7 трлн. 841,2 млрд. рублей (17,4% ВВП), расходы – на 20,4 млрд. рублей, до 10 трлн. 232,8 млрд. рублей (22,7% ВВП). Также на заседании обсуждалась тема тарифов на услуги естественных монополий. Премьер России Владимир Путин заявил о том, что правительство намерено в 2011 году более жестко сдерживать тарифы, чем в 2010 году. Более того, премьер отметил, что некоторые нововведения помогут избежать роста тарифов ЖКХ в регионах. В частности, полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги будут переданы от муниципалитетов регионам, что поможет избежать необоснованного завышения тарифов, как это было в начале 2010 года.
Справедлив ли экономический оптимизм правительства? Говорит главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.
Гавриленков: Для меня этот бюджет очень и очень проблематичный. Я считаю, что обсуждать имеет смысл только цифры 2011 года, потому как в 2012 уже точно так ничего не получится, потому что тот дефицит, который планируется каждый год иметь - это примерно 1,8 триллиона рублей, то есть порядка 60 миллиардов долларов. И это притом, что на 1 сентября резервный фонд у нас составляет порядка всего лишь 40 миллиардов долларов и часть этого фонда будет потрачено. Так что финансирование бюджетного дефицита на протяжении грядущей трехлетки, это в принципе невозможно. И мое понимание того, что риски при этом очень существенно возрастают. Теперь нам требуется больше ста долларов за баррель. Теоретический такой цены для нефти для того, чтобы бюджет был сбалансирован, этих ста долларов нам никто не гарантирует. И если правительство предполагает на следующий год среднегодовую цену на 75 долларов за баррель, ну дай Бог, если она будет выше, тогда ситуация будет менее напряженной, скажем, 60 долларов никто тоже не может исключить. Это мы проходили в прошлом году. Нужно себе представить, какая дыра может образоваться в бюджете при таком завышенном абсолютно аномальном уровне расходов, если цена нефти окажется ниже, чем та, что ожидает правительство.
Реальные затраты на переименование милиции остаются в секрете
На прошедшей неделе в России продолжились дебаты на тему "Сколько стоит реформа милиции" Так замминистра внутренних дел РФ Сергей Булавин заявил о том, что масштабная перелицовка ведомства обойдется казне не в миллиард рублей, а гораздо дешевле. Так милицейский чин прокомментировал слух о том, что на переименование потратят 1,3 миллиарда рублей.
"Эти досужие разговоры об огромных затратах - пустые разговоры некомпетентных людей", - сказал замминистра. При этом, сколько все же МВД потратит при переименовании, Булавин сказать не смог, заявив лишь, что речь может идти о нескольких сотнях миллионов рублей. По его словам, эти затраты не скажутся на уровне обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Однако буквально в тот же день российские информагентства процитировали главу Минфина Алексея Кудрина, который заявил о том, что реформа МВД обойдется федеральному бюджету в 2012–2013 годах более чем в 200 млрд рублей. По его словам, определенные расходы заложены в резерв для исполнения закона о полиции в 2012–2013 годах. "В этот период МВД будет проходить переподчинение на федеральный уровень, и одновременно будет проходить реформа денежного довольствия, – рассказал Кудрин, добавив, что в результате реформирования денежное довольствие сотрудников МВД вырастет на 30%".
Разница между несколькими сотнями миллионов и 200 миллиардам, согласитесь, есть, но похоже что чиновники из МВД и Минфина считают одни и те же деньги, но по разному. Милиция собирается реформироваться якобы дешево, чтобы не вызывать лишнего шума, и даже без увеличения довольствия (что удивительно), а Минфин прямо говорит о том, что благосостояние постреформенного полицейского вырастет на 30%. Честно говоря, больше склонен верить уважаемому Алексею Кудрину. Конечно, до магической стоимости любого российского мегапроекта в 1 трлн. рублей смена вывесок в МВД не дотянет, но денег, судя по всему, потратят порядочно.
Сколько реально будет стоить реформа Министерства внутренних дел? Об этом нам рассказал завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Егора Гайдара Владимир Назаров.
Назаров: Те цифры, которые озвучил Алексей Леонидович, это фактически стоимость полномочий по финансированию милиции, которая сейчас осуществляется с регионального уровня. Планируется все полномочия по финансированию ОВД сконцентрировать на федеральном уровне. Скорей всего, ровно на аналогичную сумму регионам будут переданы полномочия, которые в настоящее время финансируются из федерального бюджета, поэтому обмен полномочиями ничего федеральному бюджету стоить не будет. О каких-то дополнительных мерах, направленных на модернизацию МВД, на повышение ее эффективности, достаточно трудно судить в настоящее время, но доминирует точка зрения о том, что, допустим, повышение оплаты труда должна сочетаться с сокращением численности. Поэтому сейчас не планируется существенного увеличения финансирования, направленного на реформу МВД.
Россияне не видят экономического позитива
На прошедшей неделе Фонд "Общественное мнение" провел опрос среди 2000 жителей 44 субъектов РФ, интересуясь отношением граждан к российской экономике. Итоги таковы: 56% опрошенных оценили состояние российской экономики как удовлетворительное, 33% как плохое, и лишь 4% поставили ей оценку хорошо.
При этом, по результатам опроса, 19% опрошенных считают, что за последний год состояние российской экономики ухудшилось, 14% отметили улучшение, 52% не заметили изменений. То есть вот вам и завершение кризиса и стабилизация и экономический позитив - половина из опрошенных граждан России ничего этого не замечает. Фокуса тут нет: разрыв между позитивными рапортами правительства и ощущением граждан от их лично частной экономики в нашей стране всегда очень велик, и сократить его очень трудно. Это неплохо бы понять и властям, бросающим на популистские социальные проекты огромные средства, однако в ответ получающим мрачные сводки социологов: люди не видят экономического позитива. А с учетом того, что выборы в России уже очень скоро, — позитив этот в народ, похоже, будут внедрять. Вопрос лишь как и какой ценой.
"Экономика. Итоги" с Александром Яковлевым на радио "Вести ФМ".

















































































