На прошедшей неделе Минфин предложил "забыть" про долги на сумму 1,5 трлн. рублей, которые висят на уже закрывшихся компаниях. Как заявил депутатам Госудмы министр финансов России Алексей Кудрин, "за всю историю налогов накопилась такая задолженность, она, по сути, безнадежная к взысканию"

Нужно, чтобы в магазинах имелись продукты разных ценовых категорий

На прошедшей неделе Президент России Дмитрий Медведев распорядился "окончательно разобраться" с необоснованно растущими в последнее время ценами на крупы и хлеб в стране. "Разобраться окончательно, спекулянтов наказать", - коротко и ясно сформулировал свои предложения г-н Медведев в ходе совещания по финансовой устойчивости агропромышленного комплекса. Президент подчеркнул, что последние два месяца следил за ситуацией на продовольственном рынке. И, правда, что, глава государства и на картошку ездил (смотреть на неурожай), и цены на гречку мониторил. В итоге выяснилось, что кое-где по кое-каким группам товаров цены у нас и правда выросли, что, как считает глава государства, недопустимо. Что многое подорожало - это в общем-то мы и так увидели, но далее встал вопрос - а как быть?

Справка
Инфляция в России за период с 14 по 20 сентября составила 0,2%, с начала сентября - 0,6%, сообщил Росстат. Годовой уровень инфляции достиг 6,7% с 5,5 на конец июля.

Рецепты у президента оказались под рукой. Как считает Дмитрий Медведев, губернаторы российских регионов должны добиваться низких цен на социальные продукты за счет скидок и дотаций, а также следить, чтобы в магазинах имелись продукты разных ценовых категорий. "Части людей гораздо проще заплатить на 20-30 и больше процентов от цены на премиальные сорта хлеба, чем малоимущим заплатить на 1-2 рубля больше, чем это было в предыдущий месяц", - привел пример Медведев. Да, нет, Дмитрий Анатольевич, не вопрос. Я готов, к примеру, за то, что мне нравится и нужно, заплатить в разумных пределах, однако беспокоит иное. Дешевые продукт для малоимущих - это прекрасно, однако есть сильные подозрения, что пойдем мы тут уже до такой степени изъезженной дорогой, что страшно сказать. Дешевые продуктовые - ажиотажный спрос - перекупщики - спекулянты - дефицит - карточки для малоимущих - далее везде. Итог известен: все цены в товарных группах поднимаются до уровня премиальных, нищие нищают, спекулянты обогащаются, рынок разрушается. Может все же что иное придумать?

Как стабилизировать цены на продукты первой необходимости для малоимущих граждан? Говорит начальник отдела потребительского рынка и услуг Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптового рынка Александр Булев.

Булев: Определенные первые шаги в этом направлении, я считаю, уже сделаны. Обнулили пошлины на импорт гречки, дальше, обнулили пошлины на ввоз картофеля и капусты. То есть те продукты, которыми малообеспеченное население пользуется, они будут поступать из ближайших республик, это, в первую очередь, из Белоруссии, Украины. Кроме того, чтобы поддержать малоимущих, отслеживать надо то, что часто делается в тех магазинах, которые работают на эту категорию людей, чтобы цены на товары первой необходимости, в первую очередь хлеб, в том числе на определенные сорта, контролировались и обосновывались. А дальше, если будет пресекаться спекулятивный спрос, когда просто раздувают то, что произошло с гречкой, и за это будут наказывать, тех, кто поднимает такой ажиотаж, то, я думаю, такого безудержного роста цен не будет.


Россия потратит на оборонку около 22 триллионов рублей

На прошедшей неделе в российском правительстве считали деньги необходимые для перевооружения российской армии. Сначала российские СМИ процитировали министра обороны России Анатолий Сердюков, который заявил о том, что вверенное ему ведомство намерено потратить на покупку нового вооружения и военной техники около 19 триллионов рублей до 2020 года. "Это минимально достаточная сумма, которая нам необходима для оснащения вооруженных сил современными образцами вооружения", - отметил министр, добавив, что для полного оснащения армии "можно было бы заявить и большую сумму". Большую сумму быстро заявили, но выяснилось, что Минобороны ничего сверху не перепало. Как объявил по итогам заседания комиссии по модернизации вице-премьер РФ Сергей Иванов, общая сумма расходов государства на госпрограмму вооружений составит около 22,0-22,5 триллиона рублей. Сумма в 19 триллионов рублей на 10 лет будет выделена бюджетом для министерства обороны, а порядка 2,5-3 триллионов рублей достанутся другим силовым структурам, где предусмотрена воинская или приравненная к ней служба

Справка
По подсчетам Стокгольмского международного Института исследования мира, в прошлом году больше всего на оборонку потратили Соединенные Штаты Америки. Военные расходы этой страны составили 661 миллиард долларов или 4% ВВП США. Военные расходы Китая в последние годы составляют около 1,5 ВВП, Великобритании, Франции - около 2%. Россия в прошлом году потратила на оборонку 4,5% ВВП.

Очевидно, что массированной закупки вооружений за рубежом мы не увидим, ну, разве что пара вертолетоносцев к нам приплывет. Значит, 19 трлн. рублей так или иначе попадут на счета нашего ВПК, который должен будет в течение 10 лет (то есть, по большому счету, очень быстро) поставить в российские войска массу современной, качественной и надежной техники. Постоянно читая новости о то летающей, то не очень российской "Булаве", и сюжеты о недовольстве иностранных покупателей различными типам российских экспортных вооружений, в такой сценарий верится не особо. Похоже, что вопрос перевооружения российской армии - это не вопрос денег, они есть. Скорее, это проблема двух потенциалов ВПК - интеллектуального, который должен быть реализован для того, чтобы предложить российской армии новые и качественные продукты, и потенциала управленческого, который должен быть мобилизован для эффективного управления входящими в комплекс денежными и исходящими оттуда инновационно-продуктовыми потоками. Есть ли сейчас в российском ВПК эти потенциалы? Мне кажется, что нет

Какова реальная цена перевооружения российской армии? Об этом мы спросили директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко.

Коротченко: Российские военные первоначально запрашивали гораздо более существенную сумму. Однако надо понимать, что возможности бюджета РФ имеют определенные ограничения, в том числе и расходы на оборону. В этой связи, я полагаю, что та сумма, которая была озвучена, она вполне достаточна для решения комплексного перевооружения как вооруженных сил РФ, так и других силовых министерств и ведомств, при условии организации четкого контроля за расходованием правильности выбранных военно-технических приоритетов. Полагаем, что новое оружие, военная техника, которые придут на смену существующим поколениям вооружения, позволят нашей стране более уверенно смотреть в будущее и парировать угрозы в период, скажем, 15-20 лет вперед.

Минфин хочет забыть про долги закрывшихся компаний

На прошедшей неделе Минфин предложил "забыть" про долги на сумму 1,5 трлн. рублей, которые висят на уже закрывшихся компаниях. Как заявил депутатам Госудмы министр финансов России Алексей Кудрин, "за всю историю налогов накопилась такая задолженность, она, по сути, безнадежная к взысканию". "В настоящее время подготовлено законодательство, чтобы такая безнадежная задолженность, которая много лет висит на недействующих предприятиях, все-таки списывалась - чтобы мы не оперировали этой задолженностью, которую невозможно собрать", - пояснил глава Министерства финансов. Списывать же министр финансов предлагает долги несуществующих предприятий или компаний, которые находятся в состоянии банкротств. По данным Кудрина, накопленная налоговая недоимка в настоящее время составляет около 1,5 трлн. рублей. На самом деле, сумма "прощенных" долгов гигантская - ее хватило бы на то, чтобы сделать российский федеральный бюджет снова профицитным. Сумма безнадежных долгов сопоставима с совокупной задолженностью в бюджетную систему по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям. Напомню, что ранее Минфин выступал за облегченную версию взыскания долгов и для физических лиц, поддержав инициативу президента РФ Дмитрия Медведева о взыскании пеней и штрафов с физических лиц в несудебном порядке. Сумма долга при этом не должна превышать 1,5 тысячи рублей. На данный момент долг с налогоплательщика можно взыскать только через суд.

Нужно ли прощать безнадежные долги? Говорит директор анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев.

Яковлев: Дело не в суммах, я думаю, что эти 1,5 триллиона, которые называет Кудрин, скорей всего, складываются из десятков тысяч задолженностей мелких фирм, в том числе фирм-однодневок или обанкротившихся малых предприятий. Вообще, списание долгов – это не вполне правильный шаг, но надо смотреть на конкретную ситуацию, если речь идет о, например, исчезнувших компаниях, которые пытались найти и которых невозможно найти, то на самом деле для расчистки балансов и понимания реальных объемов активов, обязательств по всей стране, безнадежную задолженность проще списывать.

Зачем автогиганту овощеводство?

На прошедшей неделе выяснилось, что АвтоВАЗагро, являющаяся дочерней компанией АвтоВАЗа, планирует потратить 1,2 млрд. рублей в течение 2011-2012 годов на реконструкцию тепличного комплекса для выращивания овощей. Проект, как пишут российские СМИ, будет осуществляться за счет, внимание, заемных средств. Вообще говоря, сага про спасение АвтоВаза – возможно, одно из самых занятных российских антикризисных явлений: и денег волжскому автозаводу дали, и программу поддержки ввели, и сам премьер Путин на "Жигулях" по Сибири ездил - в общем, ну, что еще можно сделать для российской компании? При этом характерно, что антикризисный план новой команды топ-менеджеров АвтоВАЗа предусматривал продажу непрофильных активов завода, и, конечно, от АвтоВАЗагро должны были по идее избавиться. Зачем автогиганту овощеводство? Но в начале 2010 года вице-президент по корпоративному управлению завода Полина Гришина заявила, что компания планирует развивать с АвтоВАЗагро совсем другой проект - выращивать в теплицах огурцы и помидоры. Как посчитали менеджеры АвтоВаза, - это вполне хороша идея. А может и правда замысел-то гениальный? Продать сборку автомашин, как явно непрофильный актив, и развивать теплицы с огурцами и помидорами? И все в Тольятти после долгих лет мучений встанет, наконец, на места: вместо бесполезных авто - качественные и вкусные овощи.

"Экономика. Итоги" с Александром Яковлевым на радио "Вести ФМ".