Журавли прилетели. На полях подмосковного Талдома приземлилось рекордное количество благородных птиц. Почти полторы тысячи пернатых остановились для продолжения рода в заказнике "Журавлиная родина". Но природную идиллию нарушили датские фермеры. Они в прямом смысле слова подложили свинью.

Журавли прилетели. На полях подмосковного Талдома приземлилось рекордное количество благородных птиц. Почти полторы тысячи пернатых остановились для продолжения рода в заказнике "Журавлиная родина". Но природную идиллию нарушили датские фермеры. Они в прямом смысле слова подложили свинью. Медленно, но верно свинофермы превращают окрестности в зловонную помойку. Трупы животных вывозят в лес, нарушая при этом все возможные санитарные нормы. В итоге, последняя остановка журавлей перед перелётом в Африку когда-нибудь действительно станет последней.

Птичье царство начинается там, где заканчивается асфальт и просёлок вьётся между реликтовыми болотами и заповедными лесами. В природном заказнике "Журавлиная родина", что под Талдомом, нынешней осенью аншлаг: большие стаи прекрасных птиц приземляются в эти дни на полях озимых.

"Сейчас у нас уже более тысячи журавлей. Было 1284 журавля, и в ближайшие дни ожидаем максимума – до полутора тысяч. У журавлей очень славно вывелись журавлята, очень много семей, где по два птенца", – рассказывает о журавлином рае директор заказника "Журавлиная родина" Ольга Гринченко.

Птицы, считавшиеся священными в Древнем Риме и Египте, в Японии и у славян. Птицы Солнца, ткачи Вселенной, спутники ангелов, по верованиям древних. Поля под Талдомом исторически служили для журавлей последней стоянкой на пути в Африку и на Ближний Восток. Здесь они отъедались и набирались сил перед тысячекилометровым перелётом.

Но в начале 90-х колхозов не стало, поля заросли бурьяном, и журавли почти полностью исчезли с севера Московской области. Энтузиастам, создателям заказника "Журавлиная родина", понадобилось 15 лет, чтобы убедить районные власти восстановить посевы, а местных жителей отучить стрелять журавлей как уток, ради мяса. И журавли вернулись, они вновь исполняют свои грациозные танцы на рассвете и закате.

"Журавль – высокоорганизованное животное. Он сродни человеку, и также как и человек может танцевать весной, когда ухаживает за подругой, а также осенью – вот как люди собираются на дискотеку, радуются жизни, так и журавли". – поясняет Ольга Гринченко.

"Журавлиной родине" присвоен статус особо охраняемой природной территории. Но и сюда, несмотря на охранный режим, уже дотянулись цепкие руки столичных риэлторов. То там, то здесь начинают расти коттеджи. А недавно на журавлиные поля начали наступать датские свиные фермы. Датчане выиграли тендер на открытие в районе мясного производства, и округа буквально задохнулась от ароматов.

"Они почему-то стали вывозить погибших свиней не в скотомогильник на спецобработку, а просто в лес. Местные дачники и жители были просто в ужасе. Была экспертиза, всё задокументировано. Но это не возымело никакого действия", – разводит руками инспектор заказника "Журавлиная родина" Антон Макаров.

Почему иностранцы так себя ведут, для местных жителей – загадка. Или просто не соблюдают технологии, или в Дании действительно принято, к примеру, выливать свиной навоз прямо за ворота фермы.

"Шланг бросают прямо на дороге и сливают здесь. Тракторы вывозят эти бочки, выкачивают из ямы навоз и выливают вон там, а то и в канаву выльют. У нас вода очень плохая в колодцах из-за этого", – говорит житель деревни Льгово Анатолий Жидков.

Тут не то что журавлям – людям впору бежать. Потому "Журавлиную родину" решено преобразовать в областной, а в перспективе – Национальный природный парк. Тогда никто уже не помешает людям и журавлям наслаждаться обществом друг друга.