В эти дни ровно 100 лет назад - в 1910 году - в России проходил международный автопробег на приз Царя Николая II. Обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко окунулся во времена, когда само по себе появление автомобиля на улице было поводом для газетных публикаций.
Многодневный, международный автопробег был по тем временам событием колоссального значения. Собственно, в таких восторженных тонах газеты его и описывали. Тем более что проходил он под августейшим покровительством императора. Хотя на самом деле Николай II относился к этой новинке времени прохладно. У него тогда, вообще, даже не было собственного гаража. Он предпочитал классику - конные экипажи. Закоперщиками автомодернизации в России были младший брат царя - великий князь Михаил, и дядя - князь Николай Николаевич. Вот, если бы не они, ничего бы не вышло.
А так получилось настоящее по всем меркам циклическое ралли. По маршруту Петербург - Киев - Москва - Петербург.
Любопытно, что победитель определялся не по скорости прохождения трассы. Речь, в принципе, шла не о том, чтобы кто-то кого-то обогнал. Наоборот, участники должны были на каждом из десяти этапов точно уложиться в отведенное время. Более того, нельзя было превышать скорости - в 65 верст. И нельзя было останавливаться на дороге, чтобы подгадать прибытие к промежуточному финишу в срок. За все это начислялись штрафные очки. Исправно. Потому что в каждой "самобеглой коляске", кроме водителя и штурмана, сидел судья. В пробеге принимала участие всего одна машина отечественного производства "Руссо-Балт" на российских шинах "Проводник". Но она шла вне зачета.
Ее экипаж составляли журналисты, которые подробно описывали не только происходящее на дороге, но и вокруг нее. А "вокруг да около" царил повсеместный восторг местных жителей и горячий прием участников пробега местными властями. Постарались и организаторы гонки. По всей трассе пробега, к удивлению участников, были выставлены люди с красными флагами. Одним своим видом вызывавшие в памяти события революционного 1905 года. Оказывается, эти были "специальные сторожа", выполнявшие функцию дорожных знаков - предстоящих поворотов дороги или ее неисправностей. Журналисты из экипажа "Руссо-Балта" не преминули отметить - цитирую "что многие из них мирно спали в кювете в обнимку со своими стягами".
Во всех провинциальных городах участников ралли встречали с оркестрами, кормили сытным обедом. Только Калуга подкачала. Тамошний губернатор - цитирую - "почему-то устроил прием на вокзале, вдали от трассы, и среди блюд не было горячих". Другой любопытный нюанс - встреча в Москве. О ней в газетах было сказано буквально так: "Наша избалованная всякими автомобильными зрелищами Первопрестольная встретила участников не с тем энтузиазмом, что публика других городов". Вот ведь, и сто лет назад в Москве - по части автомобилей - все было также, как и теперь.
Победителем пробега был признан немец Пёге на "Мерседесе". Он получил главный приз - кубок Императора Николая Александровича - главный приз. Впрочем, кубки и призы были вручены всем 22 гонщикам, добравшимся до финиша. Кроме того, особо отметили княгиню Софью Долгорукую. Она была единственной женщиной среди участниц пробега.
Словом, успех гонки был колоссальным. Ударили по бездорожью и разгильдяйству, разве что вслух это не произнесли.






















































































