Мировой рынок начал отказываться от китайского ширпотреба

Читать Вести в MAX
Мировой рынок начал отказываться от китайского ширпотреба. Товары из Поднебесной стали слишком дорогими, и потребители нашли более дешевые аналоги. Текстильной альтернативой стал Бангладеш, куда, как уверяют эксперты, западные компании стали переводить свой бизнес.

Мировой рынок начал отказываться от китайского ширпотреба. Товары из Поднебесной стали слишком дорогими, и потребители нашли более дешевые аналоги. Текстильной альтернативой стал Бангладеш, куда, как уверяют эксперты, западные компании стали переводить свой бизнес. Если так будет продолжаться, Китай может понести серьезные потери в производстве. При этом спад коснется не только пошива одежды, но и других сфер. Корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов выяснил, что придет на смену китайским товарам.

Осипов: Азиатский ширпотреб меняет прописку. Ряд экспертов уверяют: китайские товары отныне не самые доступные и популярные на мировом рынке. Им на смену пришли конкуренты из соседних стран. Текстильный бизнес нашел более выгодные условия в республике Бангладеш. Туда заказчики из Европы и Северной Америки и спешат направить свои инвестиции. Дело в том, что в Китае все резко подорожало, в том числе и рабочая сила, а Бангладеш как был дешевой страной, так и остался. Заместитель главного редактора журнала эксперт Павел Быков обращает внимание, что борьба развернулась, прежде всего, на наиболее простом с технологической точки зрения участке рынка.

Быков: Это связано с повышением стоимости рабочей силы в Китае, повышением требований к экологичности производств, на что там долгое время не обращали никакого внимания, сбрасывали отходы напрямую в реки. Стоимость производства выросла на десятки процентов, и конкурентность китайской продукции существенно снизилась.

Осипов: В результате все, что связано с китайской химической промышленностью, дорожает. Есть в этом, конечно, и некая политическая составляющая - власти страны решили, что хватит работать на запад задаром, поясняет Павел Быков.

Быков: При этом совсем отказаться от китайских поставщиков запад не может, и поэтому заказчики из Европы используют перекрестные схемы поставок. Западные производители скорее - в том, что касается создания новых производств - переходят на новую систему - это Китай+1 или Китай+2. Значительную часть заказов размещают по-прежнему в Китае, но диверсифицируют базу производства в Камбодже, Вьетнаме... Это связано с тем, что там достаточно развито профсоюзное движение, и власти Китая все чаще стали становиться на сторону работников, хотя бы даже по политическим причинам.

Осипов: Производство в Бангладеш выросло за год на 20 процентов, уверяют некоторые аналитики. Как и предрекали эксперты, в посткризисное время быстрее других выигрывают бедные страны. Даже Китай, демонстрирующий неуклонный экономический рост, сейчас чуть-чуть теряет. Укрепление национальной валюты здесь оказывает сильное влияние, и это тоже стало одной из причин удорожания производства. Впрочем, это вовсе не означает, что китайцы решили совершить некое экономическое самоубийство, поясняет Сергей Лузянин, заместитель директора Института Дальнего Востока.

Лузянин: И это не означает, что Китай сам себе роет экономическую могилу, конечно нет, там все просчитано тысячами экономистов и доложено руководству. Китай никогда так ничего не делает, поддаваясь эмоциям или под нажимом, нет. Но если говорить о развитии фондового рынка, банков и реальной конвертируемости валюты, то здесь, конечно, еще предстоит длинный путь.

Осипов: Возможно, Китай добровольно готов переуступить часть рынка, с тем чтобы занять новые позиции на более высокотехнологичных участках. Текстиль является основой экспорта из Бангладеш - это главный источник дохода. Затраты на рабочих там ниже почти в два раза, но массовость производства пока сохраняется за Китаем. Это касается и других сегментов - электроники и автопрома, где у Китая с каждым годом тоже все больше конкурентов. Эксперты не исключают, что вслед за одеждой и на этих рынках может развернуться борьба за удешевление товара.