Тема:

Жесткая посадка Ту-154 10 лет назад

Ту-154 в прошлом году проходил плановый ремонт

Могли ли опытные летчики забыть включить насос подкачки топлива? Было ли оледенение в топливной системе?
Анализ данных, полученных с бортовых самописцев, покажет, почему в двигатели перестало поступать топливо


фото ИТАР-ТАСС


фото EPA


фото ИТАР-ТАСС

Могли ли опытные летчики забыть включить насос подкачки топлива? Было ли оледенение в топливной системе?
Анализ данных, полученных с бортовых самописцев, покажет, почему в двигатели перестало поступать топливо
Сегодня утром следователи вновь приступят к осмотру места аварийной посадки самолета Ту-154 "Дагестанских авиалиний". Пока не удалось найти речевой самописец лайнера. Два других черных ящика уже расшифровывают специалисты Межгосударственного авиационого комитета.

Сегодня утром следователи вновь приступят к осмотру места аварийной посадки самолета Ту-154 "Дагестанских авиалиний". Пока не удалось найти речевой самописец лайнера. Два других черных ящика уже расшифровывают специалисты Межгосударственного авиационого комитета (МАК). Кроме того, изучаются документы, касающиеся последнего ремонта Ту-154. Взяты образцы топлива еще одного самолета, который заправлялся в субботу в аэропорту Внуково.

Вот два бортовых самописца с самолета Ту-154, совершившего вынужденную посадку в аэропорту Домодедово. Эксплуатационный и аварийный. С них снимаются технические параметры полета лайнера и работы всех его систем. Не хватает только третьего – речевого – самописца, который продолжают искать на месте аварийной посадки.

Пока не найдена запись переговоров экипажа,в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета расшифровывают данные о том, как вел себя лайнер во время всего пути. С пленок информацию записывают в компьютер. По графикам эксперты МАК делают свой предварительный вывод: первые шесть минут полет Ту-154 проходит штатно. Потом на диаграмме резкий спад, вдруг топливо перестает поступать в двигатели.

Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов рассказывает корреспонденту:

- С этого момента, что происходит?

- Колеблется подача топлива. Вот графики сходят на нет.

- Это что значит?

- Это прекращение подачи топлива.

Сбой случился на высоте 6,5 тысяч метров. Двигатели работают, но уже недолго.

"После этого первый и третий двигатели остановились. Это случилось уже на высоте 9 тысяч метров. А второй двигатель работал до последнего", – говорит Олег Ермолов.

И вот так на одном двигателе экипаж с трудом, но все таки посадил самолет. Вопрос номер один сейчас – так что же произошло с системой подачи топлива?

- Почему такие колебания могли возникнуть?

- Сейчас трудно ответить на этот вопрос.

- Могло быть плохое топливо?

- Анализ качества топлива и ГСМ, конечно, будет проведен в обязательном порядке.

Этот Ту-154М "Дагестанских авиалиний" вылетел в Махачкалу из Внуково в субботу в 14:07 по Москве. На борту вместе с экипажем – 169 человек. Никаких сигналов об опасности, пока самолет не набирает высоту 9 100 метров. Останавливаются двигатели. Самолет начинает падать.

"Отключились все три двигателя на самолёте. Так же поступил доклад, что в связи с отказом двигателя произошёл отказ генераторов и навигационного оборудования. Поскольку не работало навигационное оборудование, диспетчеры подсказывали экипажу его местонахождение относительно взлётно-посадочной полосы", – говорит один из членов экипажа самолета.

"Нам сказали, что турбулентность. Но по реакции самолёта мы как-то уже поняли, что что-то не то. Наверное, скоро сядем. Но не думал, что такая посадка будет", – вспоминает пассажир.

Как мы выяснили, один из трех двигателей все-таки запустился. Экипаж ищет место, где можно экстренно посадить самолет. Ближайшим оказывается аэропорт Домодедово. Но погодные условия хуже некуда, облачность очень низкая – всего 180 метров. Из-за этого попасть на начало посадочной полосы не получилось. Лайнер сел на короткую резервную. Выкатился за пределы полосы, где врезался в земляной холм.

Пассажир говорит: "Он (самолет) сразу сел на поле. И там сразу свет погас. Внутри темно стало. Уже начал разваливаться. Впереди бугорок был, который и спас его. И после этого бугорка он резко остановился".

После удара самолет развалился на три части. Как рассказывали пассажиры, почему-то не сработали надувные трапы. Так что раненные прыгали на землю и эвакуировали тяжелораненых.

К счастью, разлившееся топливо не загорелось. Только поэтому удалось избежать больших жертв. Но все равно погибли двое. Роза Гаджиева – мать члена Конституционного суда России, и Гаджимурат Магомедов – брат президента Дагестана. 83 человека попали в больницы Домодедово и Москвы.

"Имеются травмы живота, в основном травмы конечностей, есть перелом поперечного отростка позвонка без нарушений спинного мозга. И я думаю, эти люди у нас проведут энное количество времени, небольшое, и мы по возможности будем отпускать домой", – уточнил Анзор Хубутия, профессор, заслуженный врач России директор НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Версий случившегося по-прежнему много – от качества топлива и ошибок экипажа до технического состояния авиалайнера. Ведь ни для кого не секрет, что подавляющее число 154-х – это еще made in USSR – сделаны в Союзе. Правда, этот лайнер, у которого отказали двигатели, в прошлом году проходил плановый ремонт на заводе Внуково-400. И кстати, именно на нем недавно в Воронеж привозили команду Бельгии на матч по футболу. И вроде тогда все прошло штатно.

По факту происшествия возбужденно уголовное дело. Следствие продолжает искать причины. Эксперты МАК продолжают изучать данные бортовых самописцев.