В Государственном музее имени Пушкина проходит выставка произведений искусства и документов XVIII – XIX веков. Это дары Николая Вырубова музею.
Один из последних прижизненных портретов Суворова. Автор – генерал-майор русской армии, участник наполеоновских войн Ксавье де Местр. Рядом миниатюрные портреты супругов Небольсиных неизвестного живописца. Их история подсказала Пушкину сюжет "Метели".
"В случае с Небольсиными это был очень счастливый и долгий брак, но он начинался с тайного венчания", – говорит директор Государственного музея имени А.С.Пушкина Евгений Богатырев.
Экспонаты этой выставки – подарки Николая Вырубова. Потомственный дворянин, он после революции оказался во Франции. Поселился в доме своего дяди. "Его дядя, князь Львов, имел дом с прислугой в Париже, который был украшен так, как и в царские времена", – рассказывает Никита Лобанов-Ростовский, племянник Николая Вырубова.
Вырубов был уверен, что все эти богатства должны принадлежать России. В 90-е годы он передал русским музеям, библиотекам и архивам сотни произведений искусства, книг и документов. С Государственным музеем имени Пушкина его связывали особо теплые отношения. С его сотрудниками он несколько раз встречался в Париже.
"У входа в музей стоит Николай Васильевич, держит в руках пакет и говорит: "Потом будет у вас возможность – развернете". Когда я развернул, я увидел уникальный, очень красивый, редкий предмет – архангельской работы шкатулка конца XVIII века", – вспоминает Богатырев.
Николай Вырубов родился в Орле в 1915 году. Внучатый племянник Тургенева и Фета, сын активного общественного деятеля царской России Василия Вырубова. С приходом к власти большевиков его семья не могла оставаться в России. В 1923 году Вырубовых буквально выкупили у советского правительства эмигрировавшие родственники.
"Во время Второй мировой войны он, как русский человек, вступил в войну с фашистской Германией. Он воевал в рядах французской армии", – племянник Вырубова.
Почти всю жизнь он прожил во Франции, но всегда оставался русским. И делал все, чтобы на родине сохранилась добрая память о русском дворянстве.
























































































