На этой неделе в Лос-Анджелесе были объявлены номинанты на вторую по престижности премию – "Золотой Глобус". Она будет вручаться в середине января и традиционно предваряет "Оскар". Кинокритики вообще считают, что после "Золотого Глобуса" уже можно смело прогнозировать и оскаровские результаты. В этом году в номинацию "лучший иностранный фильм" вошла российская картина "Край" Алексея Учителя. С режиссером ленты беседовал культурный обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Долин: Здравствуйте. У микрофона Антон Долин. Сегодня гость нашей студии кинорежиссер Алексей Учитель. Алексей Ефимович, привет.
Учитель: Привет, привет.
Долин: Тема нашего разговора, как все, наверное, понимают, новый фильм Алексея, который называется "Край", который вышел на российские широкие экраны, который нашей страной отправлен на соискание "Оскара". Это действительно кино, в большой степени рассчитанное на широкого зрителя и сделанное (говорю с оговорками и в кавычках это слово), в общем, как "блокбастер", то есть как большое зрительское, зрелищное кино, со спецэффектами, которые может себе позволить подобный исторический фильм, и со звездами. Безусловно, Владимир Машков, не знаю, один из очень немногих, из трех-четырех наших актеров, которых можно однозначно назвать звездой.
Учитель: Безусловно.
Долин: А вы как-то на эту блокбастерность замахивались? Не знаю, на каком этапе стало понятно, что это такое большое народное кино, во всяком случае, по замыслу?
Учитель: Да, мне было безумно интересно, что был соответствующий бюджет, мы построили этот поселок, мы построили потрясающий 20-метровый мост на настоящей реке разрушенный. Массовки, в которых участвовали сотни человек. Все это действительно тщательно продумывалось, я уж не говорю о паровозах, которые…
Долин: Ну, о них мы еще будем говорить обязательно.
Учитель: Вы знаете, возникла такая идея (жалко, что она не пришла раньше), это когда начинается "в ролях", первый идет Машков и потом все актеры, вот первыми написать как раз три паровоза, которые у нас снимались.
Долин: Тогда четвертым должен идти Медведь, безусловно, а потом уже Машков.
Учитель: Ну, медведь, да, он все-таки в эпизодах, на главную роль он не претендует.
Долин: Не знаю, но она идейно главная, это же символ России, и никуда от этого не деться. Медведь, который бродит по шпалам, по рельсам, по лесам, сопровождает людей во все важные, ключевые моменты сюжета, без него никуда не денешься, мне кажется, в этом фильме.
Учитель: Никуда, это действительно так. Хотя с медведем было непросто.
Долин: Непросто было?
Учитель: Ну, он очень такой доброжелательный, его 15 лет уже не кормят мясом, и за "Пепси-колу", кусок торта и банку шпрот он готов сделать все что угодно. Но иногда проявлял характер, что-то ему не нравилось. Один раз мы должны были его загнать в воду, в кадре он должен был пробежать и войти в воду. Взрыв-пакеты, стреляли, орали, кричали… Стоял как вкопанный!
Долин: Ну, умное животное, конечно.
Учитель: Да. А потом, когда зашел, вода была действительно прохладная, мягко говоря, там градусов 5 было, уже все сняли, а он все плавал, часа четыре сидел в воде, никак не могли выгнать!
Долин: Ну, медведь получился не менее эффектный, чем паровозы, я хочу вам сказать. Давайте про Владимира Машкова. Я пытался припомнить, когда была последняя его какая-то роль в кино, и вообще не мог вспомнить. Последняя, наверное, его такая значимая работа была в фильме "Ликвидация", который все-таки телефильм. Как так вышло и почему? И по вашей ли вине или нет то, что так давно мы его не видели, а теперь видим в такой роли, которая (ну, чувствуется) отняла у него очень много сил. Не только потому, что он худел, а и по ряду других причин.
Учитель: Нет, ну видим-то мы Владимира Машкова часто и в фильмах.
Долин: Ну, вот в ансамбле – да, где-то что-то бывало. Но здесь совершенно другой момент. Это сколько бы там ни было у вас массовок, медведей, паровозов, все равно это фильм Машкова, это очевидно.
Учитель: Вы знаете, первое, что сказал Володя, когда… Во-первых, был такой факт. Я ему послал сценарий, а до этого мы с ним пытались сотрудничать, посылал какие-то сценарные вещи, по месяцу он мне не отвечал и потом вяло говорил: "Да нет, это не мое". Здесь - отослал и приготовился хотя бы там дней 10 ждать. Вечером раздался звонок, и он сказал: да. И, собственно, с этого все и началось. Я первое, что сказал Владимиру, я говорю: давай сделаем такое, чего на экране и у тебя, и у меня не было. Это была для него не работа, это было что-то совершенно другое, он действительно жил. Он всегда готов, он меня наоборот все время держал в тонусе, потому что он не позволял… не то что вышли там: ну давайте, встали и сняли. Это все время была какая-то совместная, изнуряющая мозги работа. И это очень здорово.
Интервью с Алексеем Учителем слушайте в аудиофайле