О тех, кто не платит ни по праздничному тарифу, ни по какому-либо другому. Из-за таких людей Московская железная дорога каждый день терпит миллионные убытки, но сделать с ними мало что получается. Зайцы. Их ловят в поездах и на платформах, устанавливая всё более современные турникеты.

О тех, кто не платит ни по праздничному тарифу, ни по какому-либо другому. Из-за таких людей Московская железная дорога каждый день терпит миллионные убытки, но сделать с ними мало что получается. Зайцы. Их ловят в поездах и на платформах, устанавливая всё более современные турникеты. Но сложно остановить особенно тех, для кого безбилетный проезд – своего рода спортивное состязание.

- У вас со справочкой? Спасибо, убирайте, – говорит кассир на перроне.

Рождественскую неделю контролёры пригородных электричек называют разгрузочной. Пассажиров – в разы меньше. Безбилетников – тоже. Хотя, если в процентном соотношении, то ничего не изменилось.

"Их в каждом составе, в каждом вагоне, наверное, половина", – прикидывает кассир-контролёр Ирина Козак.

Эту половину видно сразу, как только появляется контролёр. Зайцы вскакивают и начинают мигрировать сначала к выходу, потом уже бегом – в соседний вагон. Успеть за тридцать секунд, пока поезд не тронулся. Суровые охранники даже не пытаются догонять: заяц нынче пошёл прыткий и юркий.

Для железнодорожников восточный календарь не показатель: в год зайца зайцам поблажек не будет. Ежедневно на безбилетниках МЖД теряет до 200 тысяч рублей. И это по каждому из направлений. Поэтому в вагонах работает разъездной кассир: если нет билета, его можно купить в пути, правда, уже на 50 рублей дороже. Поэтому на входах и выходах – новые турникеты.

"Технические новинки: устанавливаются различные модернизированные турникеты на остановочных пунктах, все вокзалы оборудованы слайдерными турникетами, которые затрудняют возможность пройти без билета. Таких остановочных пунктов – 80", – поясняет заместитель директора Центральной пригородной пассажирской компании Руслан Лесневский.

Но как бы не старались железнодорожники, на практике ни один капкан на зайцев не работает. "Электричкинг" – новая игра и даже идеология для тех, кто принципиально не платит за проезд.

- Хватаемся за перила и перемахиваем через забор.

На языке электричкеров Лёши и Лёни это "забор-джампинг". А ещё есть "платформ-джампинг", "турникет-лазинг". Не язык, а песня про зайцев.

- Контролер-раннинг. Это перебегание от контролёров на станции, – вводят в суть языка ребята.

Лёша и Лёня знают каждую станцию, на каждом подмосковном направлении. На Ярославском вокзале, например, показывают, как можно пройти через турникеты в переходе, и сразу оказаться на пригородной платформе. А можно просто обойти составы по крайнему пути, а дальше перебежками по шпалам, и по привычке.

"На мелких станциях не бывает ни контроля, ни турникетов, ничего. Подъехала электричка, просто вошёл в неё и всё!" – делятся Лёша и Лёня опытом.

И такими "заячьими тропами" изрезаны все станции. Железнодорожники с этим ничего поделать не могут. Дырки в заборах хоть и заваривают, а они всё появляются и появляются.

"На Курском вокзале есть такая дырка, на Горьковском направлении – очень хорошая", – добавляют они.

Те, кого такие упражнения, тем более зимой на скользком перроне не впечатляют, действуют ещё проще. Покупают так называемый "билет на выход". Без него путь в город через турникеты заказан. А так можно заплатить не за весь маршрут, а только за одну последнюю станцию.

26 рублей вместо, например, 150 – экономия ощутимая. И это главный аргумент тех, кто не платит. За них проезд, впрочем, оплачивают пассажиры сознательные, компенсируя все заячьи издержки. Между тем, этот год в подмосковных электричках начался без традиционного повышения цен на билеты. Пожалуй, впервые.