С 1 апреля текущего года в школах начинается прием заявлений и документов от родителей или законных представителей о зачислении детей в первый класс. Какую школу выбрать? Должны ли родители помогать школе материально? На эти вопросы в утреннем эфире "Вестей ФМ" ответил Ефим Рачевский, директор Центра образования "Царицыно", член Общественной палаты РФ, народный учитель России.
Кузичев: С 1 апреля начинается запись детей в 1 класс. И в связи с этим возникает вопрос, который теперь еще подкреплен кое-чем документально. Должны ли родители помогать школе материально? И вот мы заходим на сайт одной из московских школ. Информационная карта учащегося: фамилия-имя-отчество, дата рождения, серия, номер, кем выдано свидетельство о рождении и так далее. И тут я на что натыкаюсь: социальный статус семьи. Далее подчеркните правильное: вы - социально защищенная или незащищенная? Это рождает целый рой философских обобщений и размышлений. Если вы через него продираетесь и доходите до следующего пункта, то там вас ждет новый сюрприз: мать ли вы одиночка? Это список, призванный формализовать вашу незащищенность: разведенка, потеряли кормильца, мать-одиночка, инвалид, пенсионер, беженец, вынужденный переселенец, опекун, военнослужащий, ликвидатор аварии на ЧАЭС, безработный, в заключении и так далее. После чего - возможная помощь школе, классному руководителю, а в скобочках - спонсорская помощь, предоставление транспорта, сопровождение класса на экскурсиях, участие в работе родительского комитета, ремонтные работы, уборка класса. Конечно, у нас сразу возникает вопрос: должны ли мы помогать школе материально? Насколько корректны подобные вопросы? Насколько они нуждаются, действительно, в ответе? И для начала мы решили поговорить с Ефимом Рачевским, директором Центра образования "Царицыно", членом Общественной палаты Российской Федерации, народным учителем России. Ефим, доброе утро!
Рачевский: Доброе утро! А скажите, вы сейчас зачитывали информацию с сайта какой-то определенной школы?
Кузичев: Какой-то определенной школы. Именно.
Рачевский: И это в открытом доступе?
Кузичев: В открытом доступе абсолютно.
Рачевский: Понятно.
Кузичев: А почему Вы так поинтересовались? Это противозаконно или просто странно?
Рачевский: Нет. Я просто вспомнил, что с 1 января вступил в действие 152 закон о защите персональных данных. Ну, поговорим о деле. Вопрос: должны ли? Нет, никто никому не должен. Должен один правовой субъект – это учредитель школы. Если учредителем является город Москва, то этот учредитель должен обеспечить финансами, материальными, информационными ресурсами и так далее. Это прописано в законе. Что касается родителей, то нет, не должны. Совсем никому ничего не должны. Они и так уже выполнили свой долг, заплатив налоги. Я надеюсь, что они заплатили налоги.
Кузичев: Конечно.
Рачевский: Налоги поступили в московскую казну, и казна выделяет деньги на образование детей. Вот это короткий ответ.
Кузичев: Это не короткий ответ. Это идеально реализованная схема. С одной стороны. С другой стороны, конечно, формально не должны. Но родители очень хотят, потому что, слава богу, пока мы относимся к образованию своих детей как к святой обязанности, к самой главной на определенном этапе и на очень долгом этапе жизни нас и нашего ребенка. И, слава богу, что мы так думаем и что мы готовы помочь школе. Потому что, понятно, что казна Москвы – она не бесконечна. И если родители, действительно, будут помогать школам по-настоящему, из последних сил и последнюю копейку, представляете, какие это будут школы? В хорошем смысле. Это будут о-го-го какие школы.
Рачевский: Вы знаете, я вам что хочу сказать… В 90-е годы, когда учредитель давал треть от положенного, если бы не родители, то я сомневаюсь, выжила ли бы российская школа.
Кузичев: О чем и речь.
Рачевский: Мне мой друг, коллега, очень известный педагог рассказывал, когда он приезжал в одну очень далекую сельскую школу в начале 90-х годов, денег не было, но в вестибюле этой маленькой сельской школы всегда стоял стол. Когда начинался первый урок, там появлялись молоко, хлеб, яйца, что-то еще. И таким образом община подкармливала своих учителей.
Кузичев: Ну, так это ж прекрасно.
Рачевский: Да. Это прекрасно. Теперь я бы хотел отнестись к той информации, которую вы зачитывали.
Кузичев: Так.
Рачевский: Будь я родителем, при заполнении этой анкеты, прочитав вопрос, чем и как я могу помочь, у меня вызвало бы сомнение, стоит ли ребенка отдавать в эту школу.
Кузичев: Почему?
Рачевский: Потому что в вопросах, которые перечислены, предполагается следующий ответ: да, могу, поэтому возьмите меня. А если не могу? Если я напишу "не хочу"?
Кузичев: Тогда не возьмут.
Рачевский: Нет, взять-то могут и взять, но я сразу попадаю...
Кузичев: В некую специальную категорию.
Рачевский: В нехороший список равнодушных, бездумных, еще каких-нибудь и так далее. Поэтому, полагаю, что эти вопросы носят абсолютно бестактный характер.
Кузичев: А как в вашем заведении Вы эти проблемы решаете? Исключительно в режиме "казна должна"?
Рачевский: Нет, конечно. Во-первых, мы такие вопросы родителям не задаем. Во-вторых, мы обращаемся за помощью только к тем родителям, чьи дети уже в школе учатся, и, как правило, никогда не делаем это в первые дни и так далее.
Кузичев: Стоп. Но все-таки обращаетесь за помощью, как Вы только что сказали.
Рачевский: Обращаемся, конечно.
Полностью интервью с Ефимом Рачевским слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме:
За качественное образование надо платить. "Утро с Анатолием Кузичевым"