Ливийский лидер Муаммар Каддафи направил в Лондон уполномоченного для проведения конфиденциальных переговоров с британскими властями. Журналисты полагают, что это может означать подготовку к отставке Каддафи, но сам Каддафи заявил, что уйти должен не он, а лидеры стран, развязавших войну против Ливии. Из США, тем временем, поступило заявление, которое должно в некоторой степени успокоить Каддафи. Пентагон заявил, что не ставит целью его убийство. Ситуацию в Ливии для "Вестей ФМ" прокомментировал главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
"Вести ФМ": Вы сами верите в то, что Каддафи послал в Великобританию своего представителя и вел некие переговоры, и если да, то о чем могла идти речь?
Лукьянов: Я вполне верю. Послал Каддафи или послал кто-то из его ближайшего окружения, ну, из семьи – сыновья, тут можно гадать. Но, безусловно, сейчас в Триполи ищут какие-то варианты для выхода из ситуации. Было бы странно, если бы они этого не делали. Потому что рассчитывать на победу над так называемыми "повстанцами", которых поддерживают крупнейшие мировые державы, все-таки странно. Можно сопротивляться, затягивать и наносить урон, но если уж поставлена цель, то она будет решена. Какой ценой - это другой вопрос. Но, в общем, для Каддафи это уже будет неважно. Я думаю, что сейчас действительно ведутся разного рода изучение возможностей.
Ситуация с Каддафи изначально развивалась по какому-то довольно абсурдному сценарию. Потому что когда сначала ввели санкции, запрещающие его принимать где бы то ни было, в том числе и Россия присоединилась к этому, а потом стали на него давить – "уходи", то было бы естественно давить, но оставить такой коридорчик: "хорошо, уходи куда угодно, в Венесуэлу, и сиди там". А когда "тебе нельзя, а при этом мы хотим, чтобы ты ушел", при этом Каддафи прекрасно помнит, чем закончил Саддам Хусейн, это его больше стимулирует к тому, чтобы сопротивляться до последнего.
"Вести ФМ": Ну и, как минимум, все-таки проводить некое зондирование почвы на предмет, что ему еще делать. Существуют ли какие-то условия, при которых Запад согласится на то, чтобы Каддафи остался у власти?
Лукьянов: Нет, я думаю, что лично Муаммар Каддафи у власти остаться не может, хотя если это произойдет в усеченной Ливии (то есть произойдет распад Ливии, или де-факто возникновение параллельного государства на востоке страны), это возможно. Но даже в этой ситуации сохранение в Триполи власти Каддафи будет фактически морально-политическим поражением Запада. Ну, что ж это получается, всей мощью, можно сказать, вмешались, и не могут добиться ухода человека, у которого, в общем, друзей-то нет в мире.
Вот чем отличается ситуация в Ливии от других: Каддафи вообще не на кого рассчитывать. Собственно, вся операция стала возможной именно потому, что Лига арабских государств, то есть все соседи сказали: "Давай, вперед". В результате его правления он, грубо говоря, гадил всем вокруг, вот и получил результат. Это означает, что его не могут оставить.
Если меняется как-то конфигурация, скажем, сам Муаммар уходит, а приходит кто-то, пусть близкий к нему, но другой, - это уже более широкое пространство для торговли и маневра. Но сам он – сомневаюсь очень сильно.
Комментарий Федора Лукьянова слушайте в аудиофайле





















































































