Почему измельчал российский кинематограф? "Скажите прямо" с Антоном Долиным и Андреем Светенко

Читать Вести в MAX
Умерла Людмила Гурченко, народная артистка СССР, любимейшая актриса всего Советского Союза с 1956 года, когда на экраны вышла "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова. Почему в современном российском кинематографе нет звезд, которые бы могли претендовать на статус голоса эпохи в будущем?

Умерла Людмила Гурченко, народная артистка СССР, любимейшая актриса всего Советского Союза с 1956 года, когда на экраны вышла "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова. По признанию критиков, вместе с ней ушла целая эпоха, как это часто говорят, когда уходят звезды такой величины. Почему в современном российском кинематографе нет звезд, которые бы могли претендовать на статус голоса эпохи в будущем? Об этом Ольга Арсланова поговорила с кинообозревателем Антоном Долиным, историком Андреем Светенко и радиослушателями в эфире "Вестей ФМ".

Арсланова: Приветствую нашего кинообозревателя Антона Долина. Добрый вечер!

Долин: Здравствуйте!

Арсланова: И обозревателя, историка Андрея Светенко! Андрей, здравствуйте!

Светенко: Добрый вечер!

Арсланова: Собрались мы сегодня по печальному поводу – накануне умерла действительно великая актриса Людмила Гурченко. Сегодня мы хотим поговорить о ней и как о представителе киноэпохи, о Личности с большой буквы, о Звезде с большой буквы. И попытаемся выяснить, почему на российском небосклоне звезд такого масштаба нет, не появляются по каким-то причинам. Видимо, условия не те, может быть, самородки такие появляются раз в несколько веков? Много может быть причин. Вот в них и будем сегодня вместе разбираться.

Хочу спросить у моих сегодняшних гостей: что же такое происходит сейчас? Мы знаем о том, как активно сейчас работают продюсеры для производства звезд кино, и все равно эти звезды не запоминаются. А Людмила Марковна – она такая одна. И можно сказать, что, наверное, она самая известная актриса как советского, так и российского кино.

Долин: Насчет российского кино вообще трудно сказать, кто там известный артист. И что такое российское кино как отдельное явление. По-моему, единственная ситуация, единственный контекст, при котором мы можем говорить о российском кино уважительно, это когда мы считаем его частью и правопреемником советской традиции.

Арсланова: Не до конца утраченной.

Долин: Да. Убираем слово "советский", которое уже не во всех контекстах звучит прилично, и оставляем слово "российский" как более общее. Это как с писателями, с композиторами, с кем угодно. Кино – это часть этой культурной ситуации.

Арсланова: Андрей, хочу спросить, что это же за эпоха была такая, которая рождала такие таланты, и почему нынешняя не может этого сделать?

Светенко: На самом деле, все просто – все смотрели одни и те же фильмы, источники информации были общедоступные, у всех одни и те же. Любой, даже далеко не самый удачный фильм, получал большие кассовые сборы просто потому, что так была устроена жизнь: вечером люди ходили в близлежащий кинотеатр. Это был не просто стиль, это были условия жизни. Плюс телевизор с одной или с двумя программами. И в этом смысле этот ряд был очевиден. Человек был обречен на успех, если он в таком виде тиражировался.

Арсланова: Поговорим с нашими слушателями. С нами на связи Дмитрий. Здравствуйте!

Дмитрий: Здравствуйте! Мне кажется, что таких талантливых людей, запоминающихся и ярких нет, потому что у нас нет актеров, которые стремятся работать в каком-то определенном жанре, направлении, и быть каким-то героем кино. К примеру, взять Гошу Куценко. Сначала он антикиллер, а потом он юрист и отец двоих детей. Мне неинтересно на него смотреть! Допустим, Джим Кэрри ни в одном боевике, по-моему, не снялся. Он везде был клоуном, на которого можно было идти и посмотреть. На талантливого клоуна! Как на актера!

Эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах