Винтовку Мосина признали оружием пролетариата. История с Андреем Светенко

Читать Вести в MAX
Весной 1891 года - 120 лет назад - на вооружение русской армии поступила новая винтовка, легендарная "трехлинейка". Об этом событии – исторический обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко.

Весной 1891 года - 120 лет назад - на вооружение русской армии поступила новая винтовка, легендарная "трехлинейка". Об этом событии – исторический обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко.

Всякий, кто хоть что-нибудь читал или слышал об истории отечественного оружия, знает о трехлинейной винтовке Сергея Мосина. Она рекордсмен по сроку, так сказать, "действительной службы", причем и в царской, и в Красной армии. С небольшими модификациями, сделанными в 1930 году, эта винтовка стояла на вооружении пехоты всю Великую Отечественную войну.

В чем секрет? Тут одно из двух. Либо 50 лет в строю винтовки Мосина - это показатель технической отсталости, отсутствия прогресса в производстве вооружений, но, понятно, это не наш случай. Либо от добра добра не ищут - конструкция, предложенная капитаном артиллерии Сергеем Ивановичем Мосиным в конце 19 века оказалась настолько удачной, что ничего нового и не требовалось. Но так тоже не бывает.

Трехлинейная винтовка... Кстати, о названии: оно восходит к старинной русской мере длины – линии, равной одной десятой дюйма. Три линии – это, стало быть, калибр 7,62 мм, то есть тот же самый, что будет и у автомата Калашникова. Так вот, трехлинейка была самой простой и надежной винтовкой, при этом принципиально новой системы - "повторительной". Так в те времена называли многозарядную магазинную систему. Четыре патрона в обойме. Скорострельность плюс точность. Гарантия поражения цели на расстоянии 3200 шагов.

И если в начале 20-х винтовку Мосина взяли на вооружение Красной армии, потому что более скорострельного автоматического оружия просто еще не было изобретено, то в 30-е, накануне Второй мировой, выбор в пользу винтовки Мосина получил "идейное обоснование". Когда решался вопрос об оружии для пехоты в грядущей войне, начальник вооружений Красной армии маршал Кулик заявил: "Автомат - оружие полицейских в странах капитала для подавления демонстраций трудящихся. Бесприцельная стрельба с большой тратой патронов. Красноармеец должен поржать цель точными меткими выстрелами, а для этого самое подходящее оружие - винтовка Мосина".

Война показала, насколько, мягко говоря, непрофессиональна была такая точка зрения. Другое дело, что сама по себе винтовка Мосина тут не причем. Про нее было сказано верно. И в 1944 ее решено было модернизировать в снайперский карабин, а на вооружении пехоты стоял уже, как и требовало время, автомат ППШ - пистолет-пулемет Шпагина.