20 век внес свои коррективы в предназначение женщины, изменил ее место в обществе. Женщина-воин - испокон веков это было лишь исключением из правила, а сегодня женщина-полицейский и женщина-солдат уже никого не удивляют. Но и раньше, не единожды в истории России женщины вместе с мужчинами вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени. О женщинах войны Андрей Светенко поговорил с генерал-майором, начначальником управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Александром Кириллиным в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Рядом со мной Александр Валентинович Кириллин, генерал-майор, начальник военно-мемориального центра Вооруженных сил Российской Федерации. И в день 8 марта мы поговорим о женщинах, причем не просто о женщинах, а о женщинах-героях, о женщинах-воинах. Героизм в советское время требовался для того, чтобы прожить, и времена были такие, которые многие помнят и требующие героизма. Но ведь женщины в русских селеньях, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут, были всегда, и поэтому начнем мы с времен, о которых меньше всего мы знаем как о временах, в которых женщины проявляли героизм, воевали, получали ордена. Да, не так ли? Когда это началось?
Кириллин: С появлением наградной системы всегда находились женщины, которые принимали участие в той или иной степени в боевых действиях. Но, правда, награждать их стали, конечно, значительно позднее. Все-таки женщину в своих правах уравняли с мужчиной в 19 веке, и то не везде. В некоторых странах Европы даже в 20 веке женщины прав не имели избирательных. А в России уже в 19 веке вполне награждали боевыми наградами женщин.
Светенко: Так и для этого надо было служить. Вот пример-то в "Гусарской балладе". Но там надо было переодеваться и выставлять себя мужчиной. А в чистом, в честном виде?
Кириллин: В честном виде – это знаменитейший пример, Василиса Кожина, организатор партизанского движения, один из организаторов партизанского движения в 1812 году, сама участвовала в боевых действиях, была награждена главнокомандующим Кутузовым знаком отличия военного ордена Святого Георгия-Победоносца.
Светенко: Не возникало вопросов, как женщина в 1812 году, простая русская женщина (баба, будем так говорить) командовала мужиками?
Кириллин: Она не совсем была простая женщина, она была старостиха.
Светенко: Ах, вот как, да?
Кириллин: Она была жена старосты. Староста погиб, а супруга его, так сказать, видимо, обладала твердым (не видимо, а это однозначно, это видно), она обладала таким железным характером. Она сумела подчинить и повести за собой людей. И она была известной и государю-императору, и многим нашим выдающимся полководцам. О ней много архивных документов сохранилось, даже портретные изображения ее, то есть она такая популярная была.
Светенко: Улица названа в Москве ее именем. Мало кто, правда, понимает, о ком идет речь: то ли о летчице, то ли о героине 1812 года.
Кириллин: Да, не всегда, не всегда. А вот Надежда Андреевна Дурова, да, она действительно переодевалась. Но дело в том, что она получила свой знак отличия военного ордена в качестве переодевшегося в мужчину воина. Но ее тайна была достаточно быстро обнаружена, и ей разрешили служить, и она дослужила до чина штаб-ротмистра в армии, совершенно на полных легальных основаниях, и носила с гордостью свой знак отличия военного ордена, солдатский Георгиевский крест, потому что она получала его еще…
Светенко: Про нее много и гадостей в свое время было написано, что она, в общем-то, была как бы и мужик на самом деле, и трубку курила, и мужское платье носила, уже даже будучи…
Кириллин: Андрей, вы знаете, что в период после того, как у нас все-таки действительно появилась возможность говорить о многом, о чем раньше молчали, в начале 90-х годов вместе с нужными, интересными вещами, которые были скрыты от общества, полилась грязь. Полилась грязь, на которой некоторые недобросовестные люди пытались себе имя создать. И у нас в чем только не обвиняли и Зою Космодемьянскую, и детей-подпольщиков, и партизан, и панфиловцев. И вроде их и не было, и Зоя сумасшедшая. Это все от нечистоплотности, честно говоря. Такие люди в любой профессии есть, в том числе и, к сожалению, среди людей, которые освещают исторические события. Поэтому этому не стоит особенно сильно доверять. Надежда Андреевна, да, она с детства воспитывалась своим отцом как мальчишка. Она играла с мальчишками, она ходила в мальчишеской одежде, ее любимые игры – это была стрельба, конная выездка, плавала, бегала. Склонность такая, видимо, была к мужским, так сказать, забавам.
Светенко: Случай нередкий, будем так говорить, да.
Кириллин: Случай нередкий. А когда наступила война, и она добровольцем ушла с гусарским полком и приняла участие в сражениях.
Беседу с Александром Кириллиным слушайте в аудиофайлах












































































