Создатель корпорации "Энергомаш" Александр Степанов со 2 февраля находится под стражей по обвинению в мошенничестве с кредитами Сбербанка. Ущерб банку оценивается в 14 миллиардов рублей. Когда кредиторы попытались получить свои деньги обратно, руководство "Энергомаша" использовало схему, популярную в 90-х годах. Почему русский бизнес часто строится на лжи? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".
Соловьев: Ты видишь, какой передо мной талмуд?
Шафран: С утра обратила внимание.
Соловьев: Это я материалы дела собирал.
Шафран: Что за дело?
Соловьев: А я новую рубрику решил начать – "Бизнес по-русски". Вот у меня здесь документы из английского суда...
Шафран: Талмуд страниц на 200.
Соловьев: Да. Из наших судов, переписка, договора, все по-настоящему.
Шафран: Ну, что за дело-то?
Соловьев: Обычное российское дело.
Шафран: Не томите.
Соловьев: Совершенно обычное. Знаешь, ничего нового. Такой классический бизнес по-русски. Я тут недавно был в большом городе–миллионнике. Беседую с местным мэром. Он говорит, что когда он зашел в мэрию, там взял документы проверять, удивился – видно, что предыдущий мэр считал, что это навсегда. То есть он настолько верил, что бюджет города – это его собственный карман, что даже сотовые телефоны, свои личные, своей семьи, детей, оплачивал напрямую из бюджета города. Я уж не говорю про такие пустяки, как строительство собственного дома. Все за счет бюджета. Поездки за границу всей семье, даже не скрываясь. То есть в принципе при желании можно было возбуждать уголовные дела и сажать.
Шафран: А что же не возбудили?
Соловьев: Ну, решение же принимается на другом уровне. Надо было возбуждать и надо было бы сажать, тогда не было бы одного некоторое время известного не политического, но хозяйственного деятеля.
А у нас же так можно практически в любую мэрию зайти и посмотреть. Люди же искренне считают: на чем сидят, тем и владеют. Вообще, интерес в моей теме был связан с большим количеством публикаций, которые вдруг стали появляться. И при этом на меня вышли люди и сказали: "Слушай, старик, тут такая тема. Невинного парня бросили в тюрьму. Хороший парень. Посмотри". Я говорю: "Во как! Ну, давай, посмотрим дело". Я стал смотреть дело, и все с точностью до наоборот.
Парень уникальный. Он где-то мой ровесник. Александр Юрьевич Степанов. Просто красавец. Ну, я давно не видел людей, у которых так бы изощренно работали мозги. Но при этом как! Здесь есть объективно предпринимательский талант. То есть 90-е годы. Собираются разные компании, создается холдинг, разрабатывается схема, когда друзья заходят в советские предприятия, их банкротят, покупают, на себя оформляют.... То есть красавчик! Притом видит все дырочки в законодательстве, понимает, как использовать. Дикое количество людей работают, сами уже не понимают, где, в каких компаниях. Берутся кредиты на обслуживание кредитов. Под видом производства дешевых установок для производства энергии получается право на покупку и продажу энергии. Покупается на оптовом рынке дешево - не запрещено, продается дорого. И поэтому, не произведя никаких особых усилий и непосредственно никакого энергетического оборудования, человек зарабатывает деньги.
Чем интересен парень. Он знает все правильные слова. То есть куча умных слов употребляется к месту и не к месту. Кричится, что создадим серию газотурбинных электростанций малой мощности! Под это дайте кредиты, это важно! Социальные решим проблемы, обеспечим людей работой! Все слова произносятся. Но наступает бизнес по-русски.
Бизнес по-русски – это когда ты берешь кредиты, а дальше их расходуешь... То есть берешь на одно, а расходуешь на то, что у тебя под пятой точкой горит. Начинаешь строить себе домик на Рублевке. На кредиты, которые взял на бизнес. А иногда вдруг чего-то начинаешь заниматься девелоперскими проектами, хотя брал на совершенно другое. Остоженку отстраиваешь, переулок бутиков. Либо уже совсем плохо и понимаешь, что никуда не деться, ты начинаешь затыкать дырочки, а они нарастают.
При этом как ему удалось дойти до такого состояния? Ладно, в российских судах он проигрывает миллиарды рублей. Но даже в английском суде он умудряется проиграть на полмиллиарда долларов. Потому что когда в России стало тяжело искать деньги, он пошел к казахам в "БТА Банк"... Тоже отдельная тема. Создает при этом компанию в Лондоне – Energomash UK, сам является ее директором.
Притом он истовый! То есть он до сих пор непосредственно в оперативном управлении. Он не скрылся ни за какими подставными людьми. Он ездит разговаривать о кредитах, слеза у него катит из глаза. Он говорит о рабочих, у него прям сердце бьется. Он так истово верит собственному вранью иногда. При этом, казалось бы, да, наши суды плохие, у нас здесь все рейдеры. Но он в Англии умудряется завраться настолько, что представляет в английский суд документы, их начинают проверять и говорят: "Подождите, а здесь же подделанные подписи". Проводится графологическая экспертиза, говорят: "Подождите, Вы что, с ума сошли?" После чего парень вообще не является в суд, получает 2 года за неуважение к суду. Деньги, естественно, никакие найти нельзя, потому что актив оказывается пустой.
Степанов, знаешь, в этом плане молодец. Он как только чувствует, что здесь плохо, начинает перекладывать из левого кармана в правый, из правого в левый, люди уже не понимают, где работают, эта компания этому не принадлежит, эта компания там, эта – сям, и вот... И с кем разговаривать?
Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах
Читайте также:
Человек - существо мистическое. "Утро с Владимиром Соловьевым"

















































































