Платные дороги в Москве являются отдаленной перспективой

О платных дорогах снова молвили слово - заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов в очередной раз заявил, что строительство платных участков или отдельных дорог возможно, правда, в весьма отдаленной перспективе.

О платных дорогах снова молвили слово - заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов в очередной раз заявил, что строительство платных участков или отдельных дорог, которые соединят Москву с подмосковными городами, возможно, правда, в весьма отдаленной перспективе. Насколько она туманна, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Яна Мельникова.

Мельникова: Поездка с ветерком за деньги или бесплатно, но в пробках, – за рубежом платные дороги давно оценили. Первой платной трассой в России должна была стать магистраль Москва-Ногинск в объезд вечно загруженной Балашихи. Ее планировали закончить еще 2 года назад, но все никак не начнут - нет инвесторов. На данный момент самый проработанный вариант - это дорога Москва-Санкт-Петербург, рассказал заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

Шаронов: Частный инвестор вложил большое количество денег и привлек долгое финансирование. Пока этой дороги тоже не существует. Там же есть осложнения, связанные с экологической составляющей, поэтому я сейчас никак не могу прокомментировать ни сам ход строительства, ни этап завершения.

Мельникова: Андрей Шаронов признался: есть идеи не только проложить платные трассы до ближайших подмосковных городов, но и построить платные магистрали внутри МКАДа. Например, северный и южный дублеры Кутузовского проспекта. Правда, пока эта идея на стадии "а вот где бы найти инвестора, который согласится вложить столько денег".

Шаронов: Один идет за Поклонной горой, южный, а другой идет от Сити, выходит в район улицы Молодогвардейская, где как раз начинается платная дорога - объезд Одинцова и выезд на трассу М1. Они идут по застроенной части города, и огромное количество дорогих проблем, связанных с выкупом участков, перекладкой коммуникаций. Делать сплошные тоннели - это тоже не выход, поскольку тогда дорога получается золотой. Поэтому проект дорогой, и это тот случай, когда интересно привлечь частного инвестора.

Мельникова: Что касается заявления главы департамента транспорта Николая Лямова, то тут эксперты настроены весьма скептически. Как бы не получилось так, что власти слегка отремонтируют старые трассы и сделают на них платные участки, возмущается гендиректор Исследовательского транспортного агентства "Инфраньюс" Алексей Безбородов.

Безбородов: Как всегда, начнется взимание с тех дорог, которые уже существуют. Потом, может быть, что-то и построят. Вот для того чтобы выкупить такой участок в ближнем Подмосковье, где цена сотки земли может доходить до миллиона долларов, можно себе представить, сколько нудно потратить денег только на выкуп инвестором данного участка земли. Речь идет о больших инфраструктурных мировых фондах, которым несложно вытащить миллиард-два-три американских долларов и положить их в долгую на 20-30 лет. В России таких инвесторов нет.

Мельникова: Однако председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заверил: они со своей стороны не позволят ставить шлагбаумы и вводить плату за проезд по ныне бесплатным дорогам. Но признал, идеальной модели привлечения частных инвесторов пока нет. Ведь компаниям, у которых есть деньги, нужно предложить более-менее свободные участки, а вот с этим проблема.

Шишкарев: Приход любого инвестора в дорожную отрасль предполагает четкое наличие бизнес-плана и окупаемости подобного проекта. А я напомню, что сегодня в РФ ни одна платная дорога в полноценном виде не заработала. Появляются только отдельные участки, и мы пока в экспериментальном порядке понимаем, какова экономика этого процесса, сколько граждане могут платить за качественное дорожное обслуживание. Поэтому торопиться с тем, чтобы анонсировать масштабные планы появления платных дорог вокруг Москвы, я считаю преждевременным.

Мельникова: Пока на российских федеральных дорогах действует только один платный участок на трассе М4 Дон в обход села Хлебное и Задонска. Он существует с 1999 года. Сначала это было всего 18 км, в декабре прошлого года участок достроили до 52. Километр в среднем стоит рубль, и для многих водителей проще заплатить и ехать с нормальной скоростью, чем тратить время и бензин на светофорах в населенных пунктах, рассказал первый заместитель председателя правления госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах.

Кельбах: Срок для подобного рода проектов пока крайне мал, но уже можно смело сказать, что он оправдывает себя, и более 60% водителей, и особенно транзитных, те, для кого важна скорость перемещения грузов, выбирают платный участок.

Мельникова: К концу года в Автодоре обещают ввести еще платные участки на трассе М4 Дон. Кроме того, в ближайшее время кассиров, которые берут деньги за проезд, заменят автоматами, как это сделано в Европе. Возможно, подсчеты прибылей от таких экспериментов заставят московских и подмосковных чиновников заняться проектами платных дорог в регионе плотнее.