Эти машины внешне напоминают разбитый трактор, однако по техническому оснащению их можно сравнить разве только с люксовыми "Мерседесами". Эти машины не увидишь на городских дорогах, но они в принципе не знают, что такое непроходимая трасса. Под Чебаркулем в минувшие выходные стартовал фестиваль любительских внедорожников "Азимут-2011". На старые УАЗики ценой в новую иномарку отправилась посмотреть и съемочная группа южноуральских "Вестей".
Сколько стоит машина команды "Станкорем", ее капитан не скажет. Знает, что от самого "УАЗа", в этом агрегате остался только кузов и, пожалуй, все. Немецкая подвеска, тойотовский двигатель, собранная вручную трансмиссия. На сборку этого вездехода команда потратила три года и тысячи человекочасов. Удивительно, но вместо того, чтобы сдувать с него пылинки, колоссальный труд по нескольку раз в году буквально топят в трясинах и гробят в лесных буреломах.
На "Азимут-2011" команда "Станкорема" приехала как раз ради удовольствия оказаться в болоте. "Одно общее болото для всех, огороженное. Каждая категория стартует по очереди. Свободный старт. Очень важно, что если экипажи ошибутся, они будут это болото, скажем так, это наш специальный термин, "взрывать". Взорванное болото не позволяет ездить", – разъясняет Владимир Хохлов, организатор фестиваля "Азимут-2011".
"Азимут-2011" знаменит своими болотами. За пять лет существования уральский фестиваль внедорожников стал обязательным пунктом в графике любого российского автоспортсмена-внедорожника. В этом году под Чебаркулем собралось больше 80 экипажей. Рекорд для подобных мероприятий. Побарахтаться в чебаркульской тине приехали команды из Тюмени, Башкирии, Свердловской области, из Москвы и Владивостока. Кто-то приезжает на своем доработанном внедорожнике. Кто-то привозит настоящую "котлету" – машину, из-за своих переделок, не имеющую шансов пройти техосмотр.
Кстати, машина "Станкорема" как раз "котлета". На трассе она может двигаться только на жесткой сцепке с обычной машиной, зато вне дорог это чудо – король родной стихии. Первый этап "Азимута-2011" это доказал. Болото УАЗ челябинцев проскочил за неполные две минуты. Чтобы понять, много это или мало, нужно знать статистику: последняя машина пересекла финиш на 36 минуте. "Обычно соревнования проходят так: старт дали, и все разбежались по лесу. Никто никого не видит. Никто ничего не знает, что происходит. Здесь первый спецучасток специально сделали для друзей, для родственников. Чтобы зрители посмотрели, где они, как они? Мучаются", – рассказывает Андрей Баргамон, технический комиссар.
Болото, действительно, самый зрелищный, но и самый сложный из четырех этапов "Азимута". Кажется - все просто: нужно проскочить неполные полтора километра жижи. Для машины, способной по горло водителя уйти под воду и продолжать движение, это кажется, не проблемой. Но каждая машина углубляет колею в среднем на 10 сантиметров, и если первые действительно проскакивают, третьи-четвертые уже тонут, в буквальном смысле. "Луиза" Павла Тетевятникова после старта шла как раз третьей, но за 15 метров до финиша штурман просмотрел яму. "Ситуация в их классе очень простая: больше потопаешь – дальше поедешь. Штурман должен был бежать впереди и показывать ямы," – говорит Андрей Баргамон, технический комиссар.
Результат этой неосторожности – первый антирекорд соревнований. Команда "Луизы" вернулась на 36 минуте после старта. Впрочем, для "Азимута" это не рекорд. В прошлом году на таком же участке экипаж буквально тащил свою машину к финишу 8 часов. "Единственную яму нашел во всем болоте, – сетует Павел Тетерятников, капитан экипажа "Луиза". – Шли хорошо – третьими. Но, вот, случайно, попал не в ту яму, куда надо!"
Возвращению на сушу "Луизы" аплодировали, но шансов у команды войти в призовую тройку минимум. Впрочем, снимать с соревнований машину, все равно никто не будет. Команда Павла Тетерятника считается ассом в следующем этапе – ночных гонках по лесу. Да и жесткий отсев участников нужен, если гонщики бьются за какой-то суперприз. При всей затратности этого вида спорта на "Азимут" приезжают не за деньгами. Общий призовой фонд – 150 тысяч – это, вообще-то, средняя цена ремонта одной машины после таких гонок.
Как ни странно, суровые мужчины, приезжают за... природой. Хотя и ее они понимают по-своему. "Болота, леса, поляны, горы – все в одном месте буквально на расстоянии двух-трех километров, – говорит организатор фестиваля "Азимут-2011". – Это необычно для Москвы. Такого нет на Байкале, во Владивостоке. Такое есть только на Урале".