Агрессия против Южной Осетии: воспоминания выживших

По данным властей Южной Осетии, жертвами грузинской агрессии стали 1694 человека. Россия потеряла 67 солдат и офицеров. Один из них – майор Денис Ветчинов – спас жизни нескольких российских журналистов, в том числе и корреспонденту "Вестей".

По данным властей Южной Осетии, жертвами грузинской агрессии стали 1694 человека. Россия потеряла 67 солдат и офицеров. Один из них – майор Денис Ветчинов – спас жизни нескольких российских журналистов, в том числе и корреспонденту "Вестей". На месте гибели офицера, посмертно награжденного Звездой Героя России, в преддверии годовщины открыли памятник.

Эта страшная и в то же время удивительная история произошла в ночь на 10 августа 2008 года. Сергей Хасиев решил вывезти свою жену из пылающего Цхинвала. Едва свернув на объездную дорогу, они наткнулись на грузинскую засаду. Под шквальным огнем супруги сумели спрятаться за собственную машину. Но в следующую секунду автомобиль взорвался, и все вокруг полыхнуло огнем.

"Я жену зову к себе поближе, а она не отвечает. На ней уже загорелась одежда. Я попытался привести ее в чувство, но мне показалось, что ее уже нет в живых", – вспоминает Сергей Хасиев.

Сергей решил оставить тело своей жены, чтобы в одиночку добраться до дочери, которая в это время находилась в другом районе республики, и спасти хотя бы ее. Елену, лежавшую на обочине, грузинские военные тоже посчитали мертвой.

"Я лежала 10 часов, не шевелясь. Я чувствовала всеми клеточками своего тела, что на меня направлено оружие, что вот-вот будет выстрел, и думала: куда они выстрелят – в голову или спину? Больно будет или нет?" – рассказывает Елена Хасиева.

Несколько суток каждый из них был уверен, что именно он остался в живых. Супруги уже простились навсегда. И только через несколько дней совершенно случайно они вновь услышали друг друга по телефону.

Остов машины Хасиевых стал частью мемориала на Зарской дороге. На этом месте грузинские военные расстреляли несколько десятков мирных людей, пытавшихся вырваться из города. С момента кровавой агрессии прошло уже три года, но напоминаний о событиях тех дней в Цхинвале остается еще множество. А там, где люди проявили особое мужество, появляются памятники.

По этой дороге 9 августа в Цхинвал пробивалась батальонно-тактическая группа 135 полка и российские журналисты, в том числе съемочная группа программы "Вести". БТР, на котором ехали военные и корреспонденты, попал под перекрестный огонь. Пришлось покинуть броню, чтобы укрыться на обочине. Заместитель командира полка майор Денис Ветчинов первый заметил засаду в зарослях и предупредил товарищей. Грузинские автоматчики расстреляли Дениса почти в упор.

"У него было несколько тяжелых смертельных ранений, при всем при этом он смог уничтожить противника, тем самым спас своих боевых товарищей и в том числе съемочную группу канала "Россия", – говорит Геннадий Дзюба, заместитель руководителя администрации главы Республики Южная Осетия.

А это памятник двум осетинским бойцам, которые ценой собственных жизней остановили одну из танковых атак на Цхинвал. Памятником погибшим миротворцам стала казарма, которая первая приняла огонь грузинских "Градов". Погибло более 20 солдат и офицеров.

Сегодня уже не база миротворцев, а полноценная военная база расположилась на окраине Цхинвала. Здесь и солдаты срочной службы, и контрактники, но все приехали в республику по зову сердца.

"Я сам попросился сюда, чтобы защищать интересы Российской Федерации, чтобы в Южной Осетии было спокойно", – объясняет Максим Мартыненко, старший стрелок-снайпер.

В самом Цхинвале еще много разрушенных зданий, но при поддержке России уже восстановлены жилые дома, школы и детские сады. В городе идет полная замена всех коммуникаций.

"Все Россия делает, все. Наш старший брат. Не было бы России, здесь бы не было уже Осетии", – говорит Ибрагим Мамиев.

Как и три года назад Цхинвал помогают восстанавливать специалисты из разных регионов России. Да и местные жители все активнее втягиваются в мирный быт, отвыкая от оружия.

Двадцать долгих лет жители Южной Осетии были озабочены лишь одним – желанием выжить и сохранить себя как народ. Теперь, когда у них появилась возможность жить в мире, необходимо учиться созидать и строить свое будущее собственными руками.