Введение обязательного предмета "Основы религиозной культуры и светской этики" необходимо ускорить. Это предложение высказал вице-премьер Александр Жуков на заседании комиссии по вопросам религиозных объединений. По его мнению, необходимо распространить преподавание предмета минимум в половине школ.

Введение обязательного изучения предмета "Основы религиозной культуры и светской этики" необходимо ускорить. Такое предложение высказал вице-премьер Александр Жуков на заседании комиссии по вопросам религиозных объединений. По его мнению, в этом году необходимо распространить эту практику минимум на половину школ.

Учебный предмет "Основы религиозной культуры и светской этики" появился в программе средней школы в качестве эксперимента в апреле прошлого года. 19 регионов России были выбраны в качестве пилотного проекта. Пока экспериментом охвачены 4-й и 5-й классы. Курс разделен на модули - православной, исламской, иудейской, буддийской культур. Ученик выбирает близкое ему и его семье направление. "Но это не религиозное обучение", - подчеркивает глава Лиги "Маген" раввин Александр Лакшин.

"Все эти уроки не мыслятся, как уроки религии. Это знакомство в условиях многоконфессиональности в России. И в данном случае школу лучше держать в отдалении от религии. Школа может выделять два свободных часа в неделю для посещения учениками религиозных заведений", - уверен Александр Лакшин.

Но даже если это не религия, а религиозная культура, право выбора в условиях школы может быть проблематично, предупреждает заслуженный учитель России Евгений Бунимович.

"Когда детей начинают делить по какому-то признаку, традиционно возникает конфликт. Даже классы "А" и "Б" враждуют. А в данном случае должен быть очень деликатный подход. Можно ли сказать, что в рамках эксперимента он осуществлен? Нет", - считает Евгений Бунимович.

Первые итоги эксперимента показали неравномерность предпочтений: в одних регионах дети выбирают православие, в других - ислам, в третьих - всего понемногу, а где-то только светскую этику. Специалисты советуют проанализировать эти показатели, прежде чем вводить курс по всей стране. Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России Гульнор Газиева считает вообще нецелесообразным делить курс на религиозные направления. Это сбивает и учеников, и их родителей. Лучше изучать обобщенный курс.

"Общий предмет дает основы всех религий. Показывает их близость и единство. Ведь разница только в богословских моментах, которые теологи должны решать, а не преподаватели средней школы", - говорит Газиева.

На сегодняшний день не одобрены учебные пособия, не готовы преподаватели. Как их готовить - тоже вопрос дискуссионный. Дело в том, что вести данный курс в школе будут светские педагоги. Александр Жуков считает, что 72 часов, выделенных на это, мало. А 500, как решили в Калининграде, много. Кроме того, он предлагает в обучении педагогов задействовать интернет-технологии. Но это не снимет проблемы преподавания данного предмета, замечает Евгений Бунимович.

"Преподаватели не готовы. И не готовы в квадрате. Если другие предметы они сами изучали, то здесь они плохо представляют, как к нему подходить. Конечно, сеть отдельные энтузиасты: умные, тонкие. Но их единицы. А в данном случае речь идет о массовом преподавании", - комментирует проблему религиозного просвещения в школах Бунимович.

Изначально авторы проекта хотели бы привить младшим школьникам навыки нравственного поведения, знания и уважение культурных и религиозных традиций народов многонациональной России. Недаром изучение курса завершается большим школьно-семейным праздником в канун Дня народного единства и согласия 4 ноября. Если эксперимент по изучению курса религиозной культуры признают удачным, с 2012 года он будет введен во всех общеобразовательных школах страны.