Стволовые клетки: от регенерации органов до аутотрансплантатов

Новое слово в трансплантологии готовы сказать ученые Великобритании. В одной из научных лабораторий разработали технологию выращивания донорских органов. Создают их из стволовых клеток самого пациента. Чем могут ответить российские ученые, "Утру России" рассказала замглавы Минздравсоцразвития.

Новое слово в трансплантологии готовы сказать ученые Великобритании. В одной из лондонских научных лабораторий разработали технологию выращивания донорских органов. Создают их из стволовых клеток самого пациента, в точности копируя больной орган. Адаптация организма после такой операции должна быть более легкой и быстрой, чем при использовании органов другого человека.

Технология следующая: сначала делают стеклянную копию органа, который нужно воспроизвести. Эту "болванку" покрывают тонким слоем пористого полимера, а потом наносят стволовые клетки пациентов. Благодаря микроскопическим отверстиям ткань хорошо приживается и впоследствии вырастает в требуемый орган.

К сожалению, чтобы создавать подобные технологии, ученые вынуждены проводить десятки экспериментов, в том числе и с эмбриональными стволовыми клетками человека. В то же время совсем недавно Министерство здравоохранения и социального развития России поддержало запрет Европейского суда на патентную защиту технологий для эмбриональных стволовых клеток человека и, по сути, сделало такие исследования нецелесообразными.

Об этом ведущие "Утра России" и поговорили с заместителем министра здравоохранения и социального развития России Вероникой Скворцовой. Она рассказала, что использовать стволовые клетки эмбрионов не обязательно. Существуют стволовые клетки, которые берут из плаценты только что родившегося здорового ребенка после нормальных родов, из пуповины, из пуповинной крови, которые полностью соответствуют по своим свойствам эмбриональным стволовым клеткам. Кроме того, из любой части ткани или органа взрослого человека можно взять соматическую клетку и с помощью специальных преобразований ее дедифференцировать в стволовую клетку.

Все эти технологии представляют собой регенеративную терапию, когда клетки фактически восстанавливают функцию или даже строение поврежденных у человека органов и тканей. Помимо этого, появляется возможность создания из стволовых клеток аутотрансплантатов, то есть создание для человека фактически эквивалентов его собственных органов. Они создаются на трехмерных конструктах, и лучшие конструкты создаются в нашей стране, заметила Вероника Скворцова.

Но, несмотря на всю важность таких технологий, в России касающаяся их законодательная база не отрегулирована. "У нас до сих пор нет такого законодательного акта, который бы регламентировал экспертизу биологического материала, поскольку самое главное – доказать его безопасность для человека, его регистрацию. Также он не решает вопросов полного обращения с биоматериалом, его хранения, транспортировки, разрушения, перевоза через границу", – отметила Вероника Скворцова.

По ее словам, клеточные технологии никогда не будут такими массовыми, как лекарства. "Они всегда более персонифицированные, и в количестве своем они будут несколько ограничены по сравнению с лекарствами", – констатировала замглавы Минздравсоцразвития. Но, тем не менее, уже сегодня в России созданы клеточные препараты, которые могут достаточно широко использоваться. И некоторые из них, аллогенные, то есть полученные не из собственных тканей, а из тканей другого человека, могут выпускаться в промышленных размерах и в промышленных лабораториях.

Вероника Скворцова уточнила, что такие биоматериалы особенно важны в том случае, если что-то внезапно случается с человеком, поскольку на создание клеточной линии из собственных клеток человека потребуется не менее трех недель, объяснила она. "Как только в России будет принят соответствующий закон, фактически мы стартуем с достаточно большим количеством подготовленных технологий", – резюмировала замглавы Минздравсоцразвития.