География контрабанды: ФСБ находит следы "Алтына" в Турции

Ходатайство ФСБ об аресте гендиректора ювелирного гипермаркета "Алтын" Валентины Шадриной, подозреваемой в контрабанде, начал рассматривать Лефортовский суд Москвы.
У ювелирного холдинга "Алтын" обнаружен нелегальный офис в Стамбуле. Об этом заявляет ФСБ России. В орбиту расследования вовлечены уже несколько стран, в том числе Киргизия, Казахстан, а теперь ещё и Турция.

У ювелирного холдинга "Алтын" обнаружен нелегальный офис в Стамбуле. Об этом заявляет ФСБ России. О новых фактах в расследовании этого громкого дела – корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

География противозаконной деятельности "Алтына" расширяется. В орбиту расследования вовлечены уже несколько стран, в том числе Киргизия, Казахстан, а теперь, по информации ФСБ, еще и Турция. Именно в ней был организован нелегальный офис, который скупал ювелирные изделия у мелких турецких производителей. Дальше у золотого товара путь был в Россию, естественно, контрабандным путем. Официально же руководство "Алтына" позиционировало свою фирму как российский производитель, и в доказательство даже приводило адрес - завод "Красный треугольник" в Петербурге. Мол, оттуда родом вся наша ювелирка. Следствие выяснило, что, действительно, на заводе арендовался цех, но производство там было минимальным, да и трудились на нем нелегалы из Киргизии. Зато чудеса предприимчивости верхушка холдинга продемонстрировала при сокрытии и уничтожении информации. Она шифровалась в соответствии с последними достижениями математической науки. Кроме того, использовались все традиционные для этой сферы уловки, говорит президент LETA Company Александр Чачава:

"Существует так называемые "красные кнопки", который специальный администратор или офицер безопасности может нажать и запускается процесс уничтожения информации. Некоторые компании физически прячут сервера как сейфы: прячут их в стену или специальные комнаты. Это дает несколько десятков минут, чтобы добраться до этой "красной кнопки" и нажать ее".

Еще задолго до открытия уголовного дела, в "Алтыне" проводились целые учения, на которых отрабатывался вывоз вещдоков и черной бухгалтерии. Свои навыки охрана холдинга попыталась продемонстрировать на практике. Пока в одном из офисов "Алтына" шел обыск, в это же самое время из соседних дверей инкассаторы вынесли часть товара и документации и уже собрались скрыться в неизвестном направлении, но были задержаны милицией. Структурная же схема компании так была выстроена, чтобы следствию было труднее свести концы с концами. И это стандартный ход всех фирм, желающих уйти от ответственности, объясняет адвокат Александр Еким:

"Компания дробит свой бизнес на несколько ООО или ЗАО, которые занимаются каждая своим, строго определенным видом деятельности. Формально эти компании между собой никак не связаны, кроме договорами о совместной деятельности, вот как у компании "Алтын". Делается это для того, что если у одной из компаний возникают проблемы, то другие компании можно сохранить и не дать в обиду правоохранительным органам".

Впрочем, правоохранительные органы поднаторели в борьбе с экономической преступностью, поэтому их такими уловками уже не возьмешь, отмечает Александр Еким:

"Если будет доказано, что эти компании занимались одной и той же деятельностью, то они будут привлечены к ответственности, и руководство этих компаний в том числе. Поэтому я думаю, такая схема не поможет компании "Алтын" уйти от ответственности".

Свою сомнительную с точки зрения закона деятельность руководство "Алтына" маскировало блеском медалей, якобы, государственных и общественных. На сайте "Алтына" утверждается, что его вице-президент Антонина Бабосюк награждена орденом Почета. Проверка же ФСБ выявила, что такой фамилии в списках награжденных нет. Что касается регалий от общественных фондов, в том числе Академии проблем безопасности, то, как известно, вручаются они просто за внесенный денежный взнос.