Горящие подмосковные торфяники этим летом задымили всю столицу. Львиная доля дыма шла из Шатурского района Подмосковья, где самые большие залежи торфа. В итоге власти приняли стратегическое решение - обводнить торфяники, чтобы предотвратить возможное повторение ситуации с задымлением в следующие годы. За обводнением Шатурских торфяников следит корреспондент "Вести ФМ" Анна Семкина.
Семкина: Несмотря на все усилия, торф в Шатуре по-прежнему дымиться и смог местами стоит довольно плотный. Огня как такового там уже нет, но земля тлеет, видимо, поэтому режим чрезвычайной ситуации в Шатурском районе пока не отменен. В поселке Соколья Грива сейчас никого нет, остались лишь заброшенные леса и поля. Сюда от ближайшей речки солдаты Минобороны проложили два железных трубопровода. Длина - около 20 километров, вода закачивается в них круглосуточно, с помощью мощных насосов. Как это делается, описал начальник одной из передвижных насосных установок Евгений Байбаровский: "В данный момент мы перекачиваем воду на так называемую Соколью Гриву, там затопляем два торфяных болота. Подача - около 2000 тонн в сутки. Останавливаем на два часа на обслуживание, добавляем масло в редукторы, в двигатели".
Походный лагерь МЧС находится в глубине затопляемых торфяников, там разбиты палатки, трубопроводы тянутся вдоль автотрасс и идут через весь лагерь дальше к тлеющему торфу. Пожарные говорят, что все у них под контролем, то есть река Поля не обмелеет, потому что, несмотря на то, что из нее выкачивается столько воды, в конце ее сделали небольшую запруду, даже берега зацементировали. Журналисты также спросили МЧС, не зальет ли участки людей, которые стоят на торфе. Но начальник Шатурского гарнизона пожарной охраны Александр Марченко, по всей видимости, уже был к этому вопросу готов: "На данной территории дачных поселков в пределах 7-8 километров нет. Угрозы ни дачам, ни населенным пунктам на данном участке нет. Была проведена работа по обследованию территорий, соответственно, вода будет стоять в данных каналах на территории торфопредприятий, то есть вода с этих торфоразработок уходить не будет, она здесь будет стоять, гарантия 100%".
В Шатурском районе пока только в двух местах идет обводнение, власти категорически не приемлют слово "затопление", которое иногда употребляют журналисты, и говорят, что это "обводнение". В двух местах – это поселок Радовицкий и поселок Соколья Грива. В Родовицком обводнено уже около 35 гектаров, в Сокольей Гриве пока меньше. И там и там пожарные заново прорыли на полях траншеи. Вода беспрерывно их наполняет. Конечная точка в этих земляных каналах уходит в речушки и озера, как говорят сотрудники МЧС, она там не застаивается, а напоминает горную речку - бежит по дну траншеи и уходит. Задача – пропитать водой сухой торф. В таком виде система будет работать до октября, сказал Марченко, если, конечно, ничего не изменится, то есть если не польют проливные дожди, потому что это может все изменить. Дело в том, что в советские времена, когда на болотах велась добыча торфа, все каналы были оборудованы затворами и перемычками. Именно с их помощью регулировали уровень воды. Сейчас этих затворов нет, поэтому пока вода течет и промокает торф бесконтрольно. По словам сотрудников МЧС, сейчас готовится проектная документация и денежная смета, чтобы полностью оснастить торфяники затворами, то есть, по сути, на торфяниках собираются восстанавливать советскую гидросистему.