Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения архитектора Константина Мельникова. По мнению обозревателя "Вести ФМ" Андрея Светенко, судьба этого человека - яркое подтверждение фразы "помогать нужно посредственностям, а талант всегда пробьет себе дорогу сам".
Он родился в буквальном смысле соломенной сторожке, на обочине Бутырского луга и владений сельхозакадемии. Вырос в полицейской будке, которую его отцу, строительному подрядчику, выделили в качестве казенной квартиры. Уже достаточно, чтобы понять, почему Константин Мельников стал архитектором. Хотя учиться ему, по его же собственным словам, было скучно и неинтересно. Может, поэтому Мельников никогда не шел по проторенной архитектурной дорожке. Он стал знаменем нового направления в строительстве - конструктивизма. Был такой короткий период в двадцатые годы XX века, когда этот "модерновый" стиль ассоциировался с новым обликом общества, с социализмом. Хотя парадокс - среди его творений первым делом называют собственный дом Мельникова, построенный им в годы НЭПа в Кривоарбатском переулке. Да, этот дом-концепт цилиндрической формы, круглый в сечении, безусловно, составил Мельникову имя. Но не только благодаря ему он признан лучшим отечественным архитектором ХХ века, а в мировом подобном рейтинге стоит на третьем месте.
Мельников интересен тем, что строил функционально-прикладные сооружения - гаражи, рынки, клубы, производственные помещения. То, что, с одной стороны, теперь свой срок службы, вроде бы, исчерпало, а, стало быть, заменимо. Но с другой стороны, специалисты со всего мира специально в Москву приезжают только для того, чтобы посмотреть на здания дома культуры "Каучук" на Плющихе, на клуб имени Русакова на Стромынке, на Бахметьевские гаражи.
В тридцатые годы конструктивизм был предан анафеме. Его заменил помпезный сталинский ампир. И на творческой судьбе Мельникова это сказалось. Он ушел в тень, в бумажную архитектуру, но его постоянно прорабатывали, все время подозревали в тайной нелюбви к советской власти. А то, что он, Мельников, гений, вслух впервые было произнесено только в день его похорон в 1974 году. И прозвучало это как большое и неожиданное открытие. А сейчас над немногими уцелевшими творениями Мельникова висит угроза исчезновения. Да, ветшают они, требуют реставрации. Но есть такой способ очистить место для новой застройки - довести достопримечательность до состояния негодности и опасности доля окружающих - и избавиться. Жалко, коли так будет. Потому что Мельников - и так чемпион мира по числу нереализованных проектов и несохранившихся памятников.