Некоторые жители Подмосковья были вынуждены встречать Новый год в темноте и холоде. Как добиться возмещения ущерба за испорченные праздники? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Анатолием Кузичевым".

Закончились новогодние каникулы. Кто-то хорошо отдохнул и вышел на работу с новыми силами, но некоторым праздники принесли лишь разочарование. В нескольких районах Подмосковья по-прежнему нет света и воды. Жители были вынуждены встречать Новый год в темноте и холоде. Как добиться возмещения ущерба за испорченные праздники? Могут ли сами жители повлиять на ситуацию? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями радио "Вести ФМ" в программе "Утро с Анатолием Кузичевым".

Кузичев: У нас на связи адвокат Московской коллегии адвокатов "Александр Ефимов и партнеры" Юлия Искрина. Юлия Валерьевна, доброе утро!

Искрина: Здравствуйте!

Кузичев: С прошедшими праздниками Вас!

Искрина: Спасибо! Вас также!

Кузичев: Помогите нашим многочисленным слушателям составить иск в МОЭСК.

Искрина: Основные моменты укажите, пожалуйста.

Кузичев: По поводу отключения электричества в новогодние праздники, начиная с 26 декабря, и, по некоторым данным, аж до сегодняшнего дня.

Искрина: Во-первых, существуют форс-мажорные обстоятельства, по которым энергоснабжающая компания может временно отключать подачу энергии.

Кузичев: Временно - это на сколько?

Искрина: По крайней мере, до наступления сумерек – до 16 часов. Когда отключение происходит на большее время, тогда человек начинает испытывать неприятные моменты, и если эти моменты уже выражаются в убытках или проблемах со здоровьем, человек может обратиться в суд с исковым заявлением и непременно указать доказательства.

Кузичев: Что может стать доказательством?

Искрина: Например, произошло ухудшение самочувствия.

Кузичев: А если нет ухудшения самочувствия, если вам просто испортили Новый год без ухудшения вашего самочувствия, это никак не подсудное дело?

Искрина: Нет, это подсудное дело. Существует Закон "О защите прав потребителей": человек, заключающий договор с энергоснабжающей компанией, является потребителем.

Кузичев: Соответственно, вы как потребитель получили услугу, за которую платите регулярно.

Искрина: Конечно, основанием исковых требований будет Закон "О защите прав потребителей". Все возможно.

Кузичев: Давайте теперь саму механику. Допустим, мы, возбужденные и оскорбленные в лучших чувствах этими праздниками, решили-таки подать заявление на эту самую компанию. Что мы делаем, в какой последовательности и куда?

Искрина: Исковое требование подается в суд по месту нахождения организации. Основанием будет Закон "О защите прав потребителей". Указать нужно реквизиты договора с энергоснабжающей компанией и указать, на какое время было отключение, какие негативные последствия возникли. В данном случае: превышение полномочий со стороны компании, которое выходит за пределы договора.

Кузичев: Скажите, есть такая практика на Западе, по крайней мере, она воспета многочисленными фильмами голливудскими - это компенсация морального вреда. Ну и газетными публикациями, всякими светскими изданиями. И вот компенсация морального вреда на Западе исчисляется сотнями, десятками, как минимум, а то и миллионами долларов. Есть у нас такое понятие в юридической практике – моральный вред и компенсация оного? Не физического, повторюсь, не формализуемого, а именно этой тонкой субстанции, которую очень трудно формализовать – моральный вред?

Искрина: Конечно, человек может в любом исковом требовании также включать и компенсацию морального вреда. Только суммы будут намного меньше!

Кузичев: А как рассчитываются суммы морального вреда? Какая логика расчета суммы?

Искрина: Это, наверное, те моральные переживания, которые человек испытывал в те моменты, когда отключалась электроэнергия.

Кузичев: Это понятно. Но почему судья считает, что мои моральные переживания стоят 100 рублей, а я считаю, что миллион – это минимум? И кто из нас прав?

Искрина: Доказывать надо, насколько вы морально тяжело пережили ситуацию?

Кузичев: На сколько рублей вы переживали, так что ли?

Искрина: Да, на сколько рублей. Выходит, так.

Шаулина: Тогда должна быть какая-то шкала переживаний, какая-то бумажечка, где написано: вот, переживал с такой силой децибел.

Кузичев: Напереживал на миллион!

Искрина: Моральные переживания настолько индивидуальные, каждый человек переживает по-разному.

Кузичеев: А как их описывать-то? Как их перевести в деньги?

Искрина: А вы должны в суде доказать, в какой сумме моральный вред выразился.

Кузичев: Я понял. Это настолько эфемерная и неформализуемая субстанция, что и доказывать ее можно тоже только красноречием.

Полностью эфир программы "Утро с Анатолием Кузичевым" слушайте в аудифайлах.