В этот день в 1959 году в Ленинграде, в особняке Дервиза на Английской набережной, был открыт первый в Советском Союзе Дворец бракосочетания. Это, знаете ли, веха. Потому что зарегистрировать брак в отделе ЗАГС - это была рутина, лишенная ритуала и пафоса. "Граждане брачующиеся, не передумали, тогда распишитесь вот, здесь". И вперед, на работу. Тридцать лет советская власть утюжила свадебные традиции. И если бы только пьесами Маяковского и смешными рассказиками Зощенко о нэпманах. Фата, свадебное платье, кольца, строгий костюм жениха. Все это считалось проявлениями мещанской, купеческой и буржуазной психологии. Это все не для нас. Отметить бракосочетание можно. Но как. Дружеская вечерника. И лучше, если вскладчину. То есть, без купеческих замашек.
Так, что дворцы бракосочетаний, которые, как грибы после дождя, стали появляться по всей стране в начале шестидесятых - это очень характерная примета оттепели. И, пожалуй, самый яркий показатель того, что в советской жизни появилось пространство личной жизни. А в нее за естественным отсутствием новых традиций и обрядов стали возвращаться хорошо забытые старые. Выяснилось, что граждане-то не прочь и в церкви венчаться. Больше по легкомыслию. Красиво. Но с этим идеологизированное советское государство мириться не могло. Отмашка открывать повсеместно дворцы бракосочетаний была дана одновременно с выходом Постановления ЦК об усилении антирелигиозной пропаганды. Так что дворцы - это неслучайно. Если уж так хочется, чтобы все красиво было и торжественно, то по форме пускай будет - с фатой и кольцами. Тем более, что благосостояние граждан, как известно, у нас постоянно растет. Но тут возникла новая проблема. А где же их достать? А заодно, где продукты для свадебного стола купить? Кругом же только дефицит.
Система ответила на этот вызов единственным доступным для нее образом. Создала еще одну псевдономенклатурную сеть магазинов для новобрачных, где по записочке из ЗАГСА жених и невеста могли купить себе все, что полагается для свадьбы, а заодно и просто дефицитный импортный зонтик.
Вся эта, как теперь кажется, возня вокруг появления в нашей жизни новых старых ритуалов потом нашла отражение в знаменитой комедии "Кавказская пленница". Шурик записывает старинные обряды, традиции, а получается, что только одни тосты. А товарищ Саахов, с одной стороны, открывает Дворец бракосочетания, а с другой - сам не прочь жениться по закону гор.
























































































