Исполнилось 210 лет со дня рождения Екатерины Трубецкой, жены декабриста, первой последовавшей за своим мужем в сибирскую ссылку. С подробностями – исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.

Исполнилось 210 лет со дня рождения Екатерины Трубецкой, жены декабриста, первой последовавшей за своим мужем в сибирскую ссылку. С подробностями – исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.

Пожалуй, эта тема - человеческой преданности и верности - самая поучительная в истории декабризма. Совершенно не важно, какую роль сыграл в восстании сам Сергей Петрович, а роль эта, кстати говоря, незавидная. На Сенатской площади он, выбранный заговорщиками в качестве будущего диктатора страны, так и не появился. То ли проспал, то ли испугался. Трубецкой для истории важен своей супругой.

Кто-то наверняка еще помнит фильм "Звезда пленительного счастья". И Трубецкую в исполнении Ирины Купченко. Любопытно сравнить экранный образ с реальным персонажем.

Дочь французского эмигранта, Екатерина Лаваль познакомилась со своим будущем мужем в Париже в 1819 году. Трубецкой был на десять лет старше, знатен, богат, умен. Генерал, сын сенатора. Все исходные данные налицо, чтобы счесть этот союз браком по расчету. Собственно, так все и думали. Для родителей девицы это был выигрышный билет. Отец невесты, стремившийся стать своим среди чужих и нарочито именовавший себя Иван Степанович Лаваль, подобно гоголевскому городничему мог воскликнуть: "За такого осетра ухватились. Тут и самому чего доброго можно в генералы выбиться".

Спустя пять лет выяснилось, что Сергей Трубецкой все эти годы готовил заговор. Он был осужден на вечную ссылку в Сибирь. Понятно, что никому не сообщали, когда и куда именно осужденных направили. И если бы не Екатерина Трубецкая, может, никто бы и не узнал. Только благодаря ее хлопотам, просьбам, прошениям эта тема осталась живой.

Ее, конечно, кормили уклончивыми ответами. Но все-таки ей удалось проломить этот лед самим фактом своей поездки в Иркутск и далее тем, что она добилась права для ссыльных получать и отправлять письма, деньги, иметь право на свидания. Только после этого за ней последовали другие.

В этом смысле, Трубецкая - очевидная предтеча будущих правозащитников, именно в том не политическом, а человеческом измерении.

И есть в этой, безусловно, печальной истории - такой светлый луч. Первые пять лет, пока в жизни все было хорошо, брак Трубецких был бесплодным. А, вот, когда они соединились в ссылке, Бог смилостивился. И еще как. Девять детей - пять дочерей и четыре сына - родила Екатерина Трубецкая в далекой от Парижа Чите.