Министр культуры России Александр Авдеев подвел итоги года. Некоторые эксперты полагают, что только близость новогодних праздников повлияла на оптимизм интонаций и общий настрой министра. Впрочем, для радости поводы тоже имеются, считает  культурный обозреватель  "Вести ФМ"  Григорий Заславский.


Культура - такая область то ли человеческих знаний, то ли чувствований, то ли жизни, которая – и с этим как-то все давно смирились - острее реагирует на все, что творится вокруг. И наоборот, мало кто будет интересоваться, из тех, кто не имеет к этому прямого отношения: а как там с черной металлургией, а как там с чем-то еще, а вот культурой интересуются все; потому с отчета об итогах года министра культуры сводки шли на информационные ленты, как с поля боя.

Министр Авдеев заступился за арестованного директора Академического театра кукол имени Образцова! Это правда Александр Авдеев без экивоков высказал свое - вероятно, и министерства культуры тоже - мнение, что директор Образцовского театра Андрей Лучин, обвиняемый в крупном мошенничестве, стал жертвой недоработки в федеральном законе о госзакупках, который еще называют ФЗ 94, назвал Лучина честным, порядочным человеком и хорошим директором, который попал под суд. Но, несмотря на заступничество министра культуры, Новый год Андрей Лучин встретит, скорее всего, в СИЗО.

В этом году о несовершенствах закона о тендерах, о конкурсах - несовершенствах именно в приложении к культуре - говорили не раз, и вот, по словам Авдеева, скоро все проблемы исчезнут, если не то, что Бог, а если Минэкономразвития даст:

"Мы просим, чтобы закон дополнили специфическими статьями, которые лучше всего подходили бы к культуре. Создана межминистерская группа, и мы сейчас работаем над совершенствованием закона. Главное, что есть понимание министерств того, что закон надо менять под культуру".

То же самое с 73 законом. Это уже другая история. Со следующего года все государственные учреждения, учреждения культуры, в частности, должны будут выбрать новую форму жизни: то ли жить по бюджету, и тогда все, что заработают, отдавать государству, то ли свободнее, но и свободнее тогда от бюджетного финансирования. Многие предрекали гибель небольшим музеям, маленьким театрам. Александр Авдеев обещает, что в течение 2011 года - во многом экспериментального в смысле жизни в новых условиях - примут какие-то законы и подзаконные акты, которые станут чем-то вроде соломки для самых смелых и отважных:

"Главное, мы хотим добиться такого положения, когда учреждения культуры могли бы максимально зарабатывать. Ничего плохого в этом не, А максимально большую сумму оставлять себе и за счет этого повышать фонд заработной платы".

Ну и на закуску: в связи с новыми поправками музеям и музеям-заповедникам разрешат строить и открывать при себе или около себя гостиницы и рестораны. Это замечательно, потому как до сих пор приезжающие, скажем в Мелихово, в усадьбу Чехова, с удовольствием слушают, как любили Чеховы вкусно поесть, а потом на набежавший желудочный сок узнают, что единственная точка - магазин за оградой. Спешили туда, а там сыр в нарезке, колбаска, сок-вода. И все. А после рассказов о пирожках, ухе и котлетах это одно расстройство. В том числе, и для желудка.