Сразу три отечественных фильма вышли в прокат на этой неделе. Так что у патриотически настроенной публики есть богатый выбор. Правда, все три – не из разряда блокбастеров, но это, пожалуй, и к лучшему. Первый и главный в списке – нашумевшие задолго до выхода "Овсянки" Алексея Федорченко. Лауреат главной награды в Абу-Даби и трех премий, среди которых - приз критики ФИПРЕССИ и специальная медаль за операторскую работу в Венеции. Это действительно нетривиальный, в высшей степени оригинальный фильм. Сценарист, фольклорист из Казани Денис Осокин и режиссер-екатеринбуржец Федорченко создали в этой недлинной и пронзительной лирической картине миф о языческой России, которой, возможно, никогда не существовало. Двое мужчин – директор бумажно-целлюлозного комбината и фотограф – едут к берегам Волги, чтобы предать огненному погребению женщину; ее любили они оба. Молчаливый, щемяще-красивый, хотя без назойливых красивостей этот маленький фильм говорит о важнейшем: любви и смерти. И никакого пафоса – только мягкий юмор и тихая печаль. Специфическое кино, но один из редких примеров того, когда успехами соотечественников за рубежом можно от души гордиться.
Другой фестивальный хит, лауреат нескольких наград на сочинском "Кинотавре" и диплома Экуменического жюри в Карловых Варах - дебют молодого грузинского режиссера, философа по образованию Дмитрия Мамули - "Другое небо". Формально это – социальное исследование, по сути – притча, вдохновленная "Божественной комедией" Данте. Только поэт-скиталец тут – безмолвный пастух, гастарбайтер из степей с окраин бывшего СССР. Его муза – уехавшая в большой город на заработки и сгинувшая там жена, а ад, по которому вынужден бродить главный герой, - наша родная Москва. В центральной роли – пожилой артист-непрофессионал из Туниса Хабиб Буфарез, уже игравший – не менее блестяще – в картине француза Абделя Кешиша "Кускус и барабулька". Еще одно достоинство фильма – изумительно точная и поэтичная в высшем смысле слова операторская работа Алишера Хамидходжаева, кстати, тоже в свое время награжденного в Венеции.
А вот картина, которую на фестивали не взяли (чему вряд ли стоит удивляться), "Носферату. Ужас ночи" - фильм-парадокс. Это полнометражный мультик, создатель которого – дебютант в анимации и вообще в кино: Владимир Мариничев, выступивший тут как режиссер, сценарист и актер озвучивания двух центральных ролей, - бывший сотрудник питерского уголовного розыска, а впоследствии владелец частного охранного предприятия, сотрудники которого помогали рисовать этот мультфильм. Результат их усилий – в самом деле, нетривиальная и курьезная экранизация хрестоматийной истории о графе Дракуле: тут он не только вампир, но еще и хулиган-извращенец с явно террористическими замашками. Еще любопытнее тот факт, что авторы примитивной, но беспримерно нахальной картины не только сочувствуют, но и симпатизируют своему порочному герою. Есть, над чем задуматься.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"