Сегодня первому и единственному президенту СССР Михаилу Горбачеву исполняется 80 лет. Этот юбилей он отметит в Москве. Экс-президент СССР – символ уходящей эпохи. С его именем связаны перестройка, падение Берлинской стены, вывод войск из Афганистана, распад Варшавского договора и так далее. А кто для Вас Михаил Горбачев? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".
Соловьев: Исполняется 80 лет Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Я хотел спросить вас, кто для вас Михаил Сергеевич Горбачев?
Шафран: Прямо сейчас с нами на связи бывший председатель Совета министров СССР, ныне председатель комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков. Доброе утро, Николай Иванович!
Рыжков: Доброе утро!
Соловьев: Доброе утро, уважаемый Николай Иванович! Вы знакомы с Михаилом Сергеевичем много лет и много лет работали с ним в непосредственной близости, занимая самый ответственный пост, отвечая за всю экономику Советского Союза. Николай Иванович, какое у Вас впечатление от Михаила Сергеевича? Не как от человека, а именно как от политика, и от его роли в те годы?
Рыжков: Я действительно работал много лет с ним. Я работал 3 года секретарем ЦК КПСС по экономике, он в это время тоже работал в ЦК партии, правда, не генеральным, а членом политбюро. Потом 5 лет с лишним я был председателем Совета министров, а он генеральным секретарем и в последнее время президентом нашей страны.
Я вообще до 1987 года поддерживал его. И в ЦК поддерживал, и в начале своей деятельности на посту главы правительства, потому что я был убежден, что мы делаем правильное дело, что страна требовала в какой-то степени перестройки, что потом назвали... То есть изменения должны быть, и в первую очередь экономики, и так далее. Я поддерживал. Но в 1987 году я понял, что Михаил Сергеевич не туда идет во всех отношениях, и экономических в том числе. А потом дальше стало видно, что и в политическом плане он не продумал все шаги, чем может кончиться в нашей стране такая линия.
Я по прошествии многих-многих лет серьезно думал над теми проблемами, вопросами, что же произошло. И я сделал для себя вывод, что Михаил Сергеевич был случайный человек, которого судьба вознесла наверх. Он совершенно случайный человек. Если ему дать, допустим, какое-то другое амплуа или вид деятельности, даже в советское время, типа проповедника, это был бы блестящий человек, который говорил, говорил, говорил бы что-то там, убаюкивал бы. Но для большого руководителя, руководителя огромнейшей страны он просто не был приспособлен. Вот так жизнь его вознесла, а на самом деле большая власть была ему противопоказана. Он не способен был. Не было у него ни природных данных руководить, ни накопленного, житейского опыта.
Понимаете, руководить страной надо очень взвешенно, продуманно: на 10 шагов надо вперед подумать. Если ты принимаешь сегодня решение, как это откликнется завтра на нашей стране, во всех отношениях. А он человек эмоций. Вот ему захотелось сегодня, давайте: и пошел, и пошел. Еще не успели это мероприятие провести, там коллективный подряд или что-то еще, в это время его настигает новая идея. И вот этот сумбур, непоследовательность привели к тому, что он увлекся, особенно вот в конце 1980-х годов, когда его очень-очень сильно хвалили на Западе, все от восторга чепчики бросали: "Горби! Горби!" А в стране все больше и больше были недовольны им. Он потерял, на мой взгляд, ориентацию. Но когда кинулся в 1990-91 годах, когда он увидел, что идет разрушение страны, он уже ничего не мог сделать.
Соловьев: У нас сейчас на связи...
Шафран: Андрей Серафимович Грачев – бывший пресс-секретарь Горбачева Михаила Сергеевича. Доброе утро, Андрей Серафимович! Мы Вас приветствуем!
Грачев: Доброе утро!
Соловьев: Андрей Серафимович, вот сейчас очень жестко Николай Иванович Рыжков высказывал свое отношение к произошедшему периоду, что очевидно. Точка зрения Николая Ивановича хорошо известна. Как Вы видите, хорошо зная Михаила Сергеевича, его роль в истории, и как Вы считаете, насколько эта роль позитивна или негативна?
Грачев: Ну, вы знаете, эта роль складывается из многих пластов и слоев. Я вообще считаю, что мы живем и в стране, а в значительной степени и в мире, который до сих пор находится под влиянием тех процессов, начало которым положил Горбачев. Процессы противоречивые, но процессы, которые сопровождают историю, которые идут в одну ногу с ней, в одном направлении. И в этом - главная заслуга Горбачева.
Что же касается нашей страны, то его неоценимый вклад состоит в том, что ему удалось всего-навсего за 6 с небольшим лет пребывания у власти, руководства этой страной, разрядить колоссальный потенциал насилия, несправедливости и жесткости, который накопился в ней за прошедшие советские годы, и воссоединить развитие страны и со своей собственной, естественной историей, и с остальной – мировой. И в этом заслуга Горбачева неоценима.
Соловьев: То, что сделал со страной Горбачев, - это отдельная тема. Он приоткрыл краник, но не смог справиться. Он оказался слаб. Сейчас он пытается придумать оправдание своей слабости. Но ничего он не видел, ничего он не знал. Его вело колоссальное эго и эмоции. Вот Горбачев - хороший человек и бездарный правитель, на мой взгляд. Горбачев – потрясающей красоты история любви и развал великой страны. Это гибель империи и талантливейший народ, который в любых тяжелейших обстоятельствах все равно выживает и все равно пробивается, и в котором есть ростки и всего худшего, и всего лучшего, но который все равно продолжает жить.
Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах