Третьяковская галерея почтила "Подвиг иконописания" Рублева

В Третьяковской галерее открылась выставка икон и фресок Андрея Рублева - всего вторая в российской истории. Впервые в одном месте можно увидеть работы Рублева, практически никогда не покидающие стены среднерусских монастырей и соборов.

В Третьяковской галерее открылась выставка икон и фресок Андрея Рублева - всего вторая в российской истории. Впервые в одном месте можно увидеть работы Рублева, практически никогда не покидающие стены среднерусских монастырей и соборов. На выставке "Подвиг иконописания", приуроченной к 650-летнему юбилею Андрея Рублева, побывал корреспондент "Вести ФМ" Павел Гайков.

Юбилейные выставки в Третьяковке случаются регулярно, но вот 650-летие русского мастера здесь отмечать еще не приходилось. Хотя цифра эта условная, где и когда родился Андрей Рублев, никто не знает даже приблизительно. Некоторые вообще сомневаются в его существовании. И уже тем более сложно определить, что из выставленного действительно создал сам Рублев, объясняет замдиректора Третьяковской галереи Лидия Иовлева:

"Если мы хотим абсолютно точно узнать, Рублев это или не Рублев, это безнадежное дело. Хотя, безусловно, есть определенные приметы Рублева".

Традиция отмечать рождение Андрея Рублева появилась полвека назад - в 1960 году, когда здесь же, в Третьяковке, по инициативе ЮНЕСКО прошла первая, так сказать, персональная выставка Рублева. На ней, как и сейчас, выставлялись работы, связанные с именем Рублева, то есть, возможно, созданные самим мастером или учениками его школы. В этот раз галерея впервые показывает белокаменные блоки с фрагментами росписи, найденные недавно в основании фундамента Благовещенского собора Кремля. Показаны самые известные работы Рублева: иконы Звенигородского чина и фрески Успенского собора Владимира, сильно пострадавшие от времени фрагменты росписей XV века. Из запасников достали все имеющиеся у Третьяковки иконы Васильевского чина. Как рассказывает главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова, эти экспонаты требуют особых условий хранения, и их невозможно вывезти и показать, допустим, за рубежом:

"Здесь очень важно такое понятие, как движение воздуха. На иконы, которые экспонируются на стенах, осуществляется минимальное движение воздуха. А основной поток идет в центр зала: туда, где будет находиться публика".

Особая часть выставки - списки с самой почитаемой в России Владимирской иконой Божией матери. И рядом - еще один знаменитый шедевр Третьяковки - "Троица" Андрея Рублева, которую, как рассказала директор галереи Ирина Лебедева, долго не отваживались перенести в соседний зал:

"Мы все вдруг увидели золото в верхней части иконы - мы его и раньше, конечно, видели, но традиционной экспозиции при том освещении как-то не замечали. Нам хотелось показать работы, которые не соединяются в обычной жизни. Такие проекты позволяют их собрать и совершенно по-другому посмотреть на давно известные памятники нашей истории и культуры".

Параллельно в месте предполагаемого захоронения Андрея Рублева - столичном Андрониковом монастыре - сейчас проходит выставка его фресок. А в Музее Рублева на этой неделе открывается выставка критской иконы, экспонаты которой предоставила, в том числе, и Третьяковская галерея.