Доллар упал до минимальных значений
На прошедшей неделе курс доллар по отношении к российскому рублю упал до минимальных значений с декабря 2008 года. Впрочем, российская национальная валюта и так практически без коррекции росла по отношению к доллару с начал декабря, но в последние числа февраля темпы этого движения заметно выросли. На такой поворот событий был вынужден отреагировать и Центробанк России, который с 1 марта расширил плавающий коридор бивалютной корзины с прежних 4 до 5 рублей Регулятор устами зам главы ЦБ Алексея Улюкаева объяснил свои действия желанием продолжать постепенный переход к свободному плаванию курса рубля.
По словам первого зампред ЦБ, увеличение потенциальной гибкости валютного курса повысит действенность процентной политики, используемой ЦБ для обеспечения ценовой стабильности. "Мы исходим из того, что данными мерами будет обеспечиваться качественная работа, которая будет способствовать обеспечению контроля за инфляцией", – отметил господин Улюкаев. Вообще в отношении темпов роста цен чиновник ЦБ настроен оптимистично. Он полагает, что инфляция начнет снижаться со второго квартала, и завил, что ЦБ не меняет своего прогноза по инфляции, который составляет 7%.
Справка
По данным Росстата, инфляция за январь составила 2,4 процента. По сравнению с этими темпами февральский показатель оказался гораздо умереннее – 0,8 процента, за первые месяцы с начала года – 3,2 процента. В 2010 за этот период потребительские цены поднялись на 2,5 процента.
На самом деле, ЦБ просто вынужден расширять коридор бивалютной корзины, поскольку в нынешних условиях он фактически остается единственным крупным покупателем валюты на рынке, что естественно приводит к перенасыщению рынка рублевой ликвидностью и раскручиванию инфляции. С другой стороны, крепкий рубль для ориентированной на экспорт номинированной в долларах сырьевых ресурсов России - не есть хорошо. Однако взлет цен на нефть пока позволяют ЦБ допускать укрепление национальной валюты и использовать в борьбе с инфляцией еще один механизм. Главное, чтобы темпы роста цен на нефть в моменте были выше, чем темпы роста курса рубля к бивалютной корзине. И все в России будет хорошо.
Чего нам ждать от динамики курса рубля по отношению к доллару в этом году? Говорит начальник управления макроэкономического анализа "ВТБ-Капитал" Алексей Моисеев.
Моисеев: Тенденция к укреплению рубля, которая прорвалась в начале года, вполне еще может смениться тенденцией к ослаблению ближе к концу года в связи с целым рядом факторов. Во-первых, нам не кажется, что цены на нефть, которые сложились сейчас, останутся в течение всего года, скорее всего, будет некоторое снижение. Во-вторых, скорее всего во второй половине года в силу определенных факторов ослабится давление на рубль. И, в-третьих, во второй половине прошлого года наблюдался серьезный отток капитала из России, и вполне вероятно, что то же самое примерно мы увидим и во второй половине этого года тоже. Комбинация этих факторов нам говорит о том, что, скорее всего, для рубля год будет состоять из двух половин. В первую половину года рубль укрепится, возможно, при этом он уже находится где-то близко к своему максимальному уровню, потом к концу года мы ожидаем возвращение на уровень где-то 29.
Пассажиры заплатят за безопасность
На прошедшей неделе стало известно, что Минтранс предлагает индексировать пассажирские железнодорожные тарифы с учетом затрат на безопасность. Расходы на закупку и обслуживание систем безопасности будут покрывать за счет роста тарифов только с 2013 года. До тех пор – в 2011 и 2012 годах – за безопасность будет отвечать федеральный бюджет, то есть РДЖ получат компенсацию в виде субсидий.
Соответствующие предложения были направлены в правительство после массовых разборок на уровне министерств и ведомств, спровоцированных терактом в Домодедове. Насколько могут вырасти пассажирские тарифы, пока неясно. Российские СМИ пишут, что билеты могут подорожать к плановой индексации на 1,5-2%, но точно сказать, сколько пассажиру придется платить за свою безопасность, не сможет никто.
Справка
Ежегодно РЖД перевозит порядка миллиарда пассажиров. В самой компании говорят, что для обеспечения охраны людей и объектов транспортной инфраструктуры "Российские железные дороги" выделяют более 12 миллиардов рублей в год. Кроме того, в 2011, согласно действующей программе по обеспечению безопасности на транспорте, РЖД получит около 850 миллионов рублей.
На самом деле все это выглядит очень прискорбно, и я это классифицирую как "экономику террора". Представьте на секунду: вот мы вводим в цену услуги "стоимость безопасности", деньги получаем, безопасность улучшаем некачественно и дешево, через некоторое время вдруг происходит теракт, не да Бог, на крупном железнодорожном вокзале. Далее идет стандартное раскручивание истерики на почве борьбы с терроризмом, летят чьи-то головы, а оставшиеся бенефициары происходивших процессов заходят на новый круг роста стоимости и объема переложенных на покупателя издержек борьбы за безопасность, с последующим возможным извлечением теневой прибыли. Если уж вы действительно хотите повышать безопасность, то просите денег у государства, оно хотя бы имеет возможности с вас за них спросить, а не пытайтесь переложить это на плечи граждан. Но, увы, монопольный характер российской экономики просто провоцирует некоторых ее субъектов вывешивать над своими офисами лозунг "Потребитель! Ты в ответе за все!".
Как повысить безопасность на российском транспорте без роста цен? Об этом мы спросили ведущего эксперта управляющей компании "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова.
Баранов: В данном случае предложено решение, что называется, самое простое. Сразу возникает вопрос: а что сейчас разве в тех тарифах и в тех средствах, которые получают РЖД, не закладываются эти деньги? Вопрос безопасных перевозок стоял перед РЖД и другими структурами всегда. Самое главное – не совсем понятно, на что же пойдут все-таки эти деньги, даже если согласится с тем, что цены повысятся. Надо все-таки проводить какое-то широкое общественное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон, включая пассажиров, потому что надо определяться, насколько это надо, что в этот тариф на расходы безопасность будет входить, и что за эти деньги будет сделано.
Цены на сигареты могут вырасти
На прошедшей неделе замминистра финансов Сергей Шаталов шокировал производителей сигарет, заявив о резком скачке ставок акциза в 2012 году. "Мы думаем над тем, чтобы повысить в 2012 году акцизы на табак на 60% с сохранением таких же темпов до 2015 года", – заявил Reuters господин Шаталов. По его словам, Минфин прорабатывает сейчас этот вопрос, но окончательное решение будет принимать правительством.
Цены на сигареты в России растут ежегодно на фоне борьбы с курением в стране. Однако споры о том, как быстро должна увеличиваться стоимость пачки сигарет в России, никак не утихают. В прошлом году правительство решило, что рост акцизных ставок должен быть планомерным. Сейчас акцизная ставка на сигареты с фильтром равна 280 рублей за тысячу штук. В 2012 году налоговая нагрузка должна увеличиться до 360 рублей за тысячу штук, в 2013 году – до 460 рублей. При действующей ставке стоимость акциза в сигаретной пачке составляет около 5 рублей, а к 2013 году вырастет до 11,8 рубля. Однако если правительство одобрит идею Минфина и увеличит акцизные ставки на 60% с 2012 года, тогда акцизы на табак уже в следующем году составят 450 рублей за тысячу сигарет, а пачка сигарет в этом случае подорожает в среднем на 26%.
Однако резкий рост акцизной нагрузки на какую-то товарную группу и последующее быстрое повышение розничных цен – это первая причина того, что на рынок тут же хлынут нелегальные субституты. Правительство как выяснилось, понимает, что так может случиться, и вместо безмерно подорожавших официальных сигарет народ начнет покупать паленый табак из Азии. Однако господин Шаталов отметил, что Минфин вынужден исполнять обязательства перед Всемирной организацией здравоохранения, которые заключаются в усилении давления на рынок табачной продукции. "Пытаемся найти баланс", – философски заметил господин замминистра философски.
Как же его найти? То есть как и сигареты сделать менее доступными, и не наполнить рынок дешевым контрафактом? Говорит аналитик компании "ТКБ-Капитал" Сергей Корыхалин.
Корыхалин: Минфин действительно с момента кризиса пытается найти дополнительные средства для того, чтобы спонсировать бюджетный дефицит. Один из таких вариантов – это повышение акцизов на табачные изделия. Безусловно, наверное, достаточно логичен этот ход. Другой вопрос – насколько успешно это может быть. Я думаю, что на самом деле в последнее время достаточно серьезные успехи были сделаны в деле борьбы с контрабандой во многих отраслях, по многим товарным группам. Я думаю, что действительно есть шансы на то, что акцизы будут повышены, но при этом существенного роста контрабанды не будет.
Любительская рыбалка может стать платной
На прошедшей неделе выяснилось, что любительская рыбалка в России может стать платной. Российские СМИ процитировали руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего, который заявил что "уже в ближайшие годы любительская рыбалка у нас будет приносить в бюджеты в 2,5-3 раза больше, чем промышленное рыболовство".
Господин Крайний строго указал потрясенным российским рыбкам, что за пользование любыми ресурсами в России нужно платить: нельзя бесплатно добывать, например, нефть, уголь и рыбу сетями. Чем хуже удочка? Хочешь рыбку съесть - плати. Впрочем, общественность тут же утешил заместитель господина Крайнего, Александр Савельев, заявивший о том, что рыбалка в России все же будет бесплатной во всех общедоступных местах. Единственное, где нужно будет приобретать путевки - это шесть тысяч участков, которые распределили под спортивно-любительскую рыбалку. В общем, рыбаки могут быть счастливы, а меня все ж крайне тревожит логика уважаемого главы Росрыболовства. Ведь атмосферный воздух в России - тоже ресурс, и в этой связи очень тяжелая мысль, которую я в этот прекрасный весенний денек даже не хочу озвучивать, гнездится у меня в голове.
"Экономика. Итоги недели" с Александром Яковлевым на радио "Вести ФМ"