Василий Владимирович Пукирев - русский живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. Одной из самых знаменитых его работ называют картину "Неравный брак". В чем загадка и актуальность этой картины? Это и многое другое Инна Соловьева и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".
Соловьева: Картина художника Василия Пукирева "Неравный брак" вызвала большой интерес, потому что это тоже история любви, история несчастной любви, история страдальческой любви. Вот я думаю, что мы все помним эту картину, она такая яркая, такая запоминающаяся, что не запомнить ее нельзя. Хорошо сказала. Запомнить – не запомнить.
Она находится в Третьяковской галерее, она хрестоматийна, и мы сейчас уже плохо себе представляем вообще те чувства, те страсти, которые вызывала эта картина. Во-первых, судьба художника Василия Пукирева, она абсолютно трагична. Трагична в том смысле, что это художник одной картины. И нет ничего страшного в том, что художник написал свою лучшую работу. Страшно, что он никогда потом не смог подняться до высот этой картины и понимал это. И вот это заставляло его страдать.
Картина вызвала большой интерес. Стасов начал писать о том, что наконец-то мы видим новое русское искусство и что мы видим великого мастера. Но, наверное, не так все это. Наверное, это мастер не великий. Не столь великий, если говорить о других художниках: и русских, и художниках Западной Европы. Но это мастер хороший, плотный, и картина его, конечно, удалась.
Что Пукирев делает? Он жанровую сцену, сцену несчастной любви возводит просто в ранг, я бы сказала, исторической живописи. Что он делает? Он изображает фигуры почти в человеческий рост. Это позволено было только исторической живописи. Он делает их столь монументальными, что мы смотрим на них совершенно другими глазами. Да, действительно, в 1860 году в Москве на Кулишках, в церкви Трех Святителей состоялось обручение. Это, действительно, исторический факт, что молодая красивая женщина и мужчина, который старшее ее намного обручились, и вот это была сцена, потому что у нее был жених. Родители не разрешили. Нам сейчас неважно, кто был прототипом. Ну, то есть тем, кому это интересно, можно, конечно, докопаться до того, что этот богатый жених – это Корзинкин, что эта женщина – Рыбникова из купцов. А жених ее – Варенцов, он был другом Пукирева. Да, действительно, но не это нам сейчас важно. Важно то, как дает эту сцену сам художник.
Во-первых, эта сцена происходит в церкви, где всюду полутемно и очень много людей. Там тесно. И вот в середине, он освещает светом центральные фигуры. Это, конечно, невеста, это жених и это священник. Вот его ряса как бы обрезана картиной и священник стоит в какой-то такой подобострастной позе, протягивая колечко этой невесте, почти девочке с припухшими заплаканными глазами, которая свечу держит таким образом, что ты боишься за нее, потому что сейчас еще секунда и этот пламень от свечи перекинется на ее платье. И этот жених, высокомерный, довольный, который смотрит на нее осуждающее, через губу, он будет ей вот так всю жизнь выговаривать: "Да я Вас вообще взял нищую, босую, да Вы должны мне…" Вот этот сластолюбец крайне неприятный. Художник сконцентрировал все отвратительное, что есть в таких стареющих мужчинах, которые хотят продлить свою молодость за счет обладания молодым телом. Все самые мерзкие качества сконцентрированы в нем. И позади, скрестив руки, стоит красивый, интересный бывший жених, человек, которого она любит и который любит ее. Но что меня поражает в этой сцене: вот Шекспир, Ромео и Джульетта, девочка, которой 14 лет и мальчик, которому 16…
Шафран: Покорность судьбе?
Соловьева: Покорность судьбе. Вот это Россия. Вот эта обреченность, вот эта покорность. Нет даже намека на протест. Нет никакого намека на то, что можно все-таки даже путем трагизма изменить свою судьбу, нет этого. Все размеренно. Все предписано. Все занесено в книгу судеб. Все уже обязательно свершится.
Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах
Читайте также:
Американский футбол - спорт равных возможностей. "Утро с Владимиром Соловьевым"
Американцы делают автомобили с характером. "Утро с Владимиром Соловьевым"
Хорошо там, где нас нет. "Утро с Владимиром Соловьевым"