Напичканный оружием самолет полетал по всему миру?

Пострадавших в результате происшествия нет
Читать Вести в MAX
В Бангкоке ищут хозяев самолета с грузом оружия на борту. Лайнер с контрабандой задержали во время дозаправки, в Таиланде. Экипаж арестован. В грузовых отсеках полиция нашла большую партию ручных гранатометов и зенитно-ракетных комплексов.

В Бангкоке ищут хозяев самолета с грузом оружия на борту. Лайнер с контрабандой задержали во время дозаправки, в Таиланде. Экипаж арестован. В грузовых отсеках полиция нашла большую партию ручных гранатометов и зенитно-ракетных комплексов. Для кого предназначался груз, пока не сообщают. По разным данным, оружие могли перевозить на Ближний Восток или Шри-Ланку. Среди возможных хозяев груза назвали сразу несколько стран - Казахстан, Грузию и Украину. Впрочем, во всех государствах от подозрительного самолета поспешили откреститься. Подробности выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов.

Осипов: Оружие, которое летело неизвестно откуда, неизвестно куда. 35 тонн ручных гранатометов и переносные зенитно-ракетные комплексы. Их перевозили под видом "механизмов для бурения скважин". Так было указано в документах. Маршрут очень запутанный, так что до сих пор точно не ясно, где приняли груз. Таиландские СМИ, ссылаясь на местные власти и полицию, уже допросившую экипаж Ил-76, называют примерную последовательность перелетов - Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Бангкок, Пхеньян. На обратном пути из Северной Кореи при дозаправке в Бангкоке груз и задержали. По разным предположениям, пунктом назначения могло стать одно из ближневосточных государств. Происхождение оружия неизвестно, но в интервью радиостанции "Вести ФМ" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, долгое время исследовавший тайные маршруты оружейной торговли, предположил, что груз приняли на борт в Северной Корее. Что же касается хозяев самолета, то тут все может быть очень запутанно.

Пухов: То, что самолет зарегистрирован в Грузии, не должно удивлять, там в регистре стоят московские телефоны. То есть с высокой степенью вероятности можно утверждать, что это фирма-однодневка, которая сегодня зарегистрирована в Грузии, завтра в Молдавии, в Казахстане и так по всему постсоветскому пространству. Владеть этим могут даже люди с российскими паспортами.

Осипов: Изначально задержанный Ил-76 назвали казахстанским самолетом, но почти сразу там отреклись от груза, заявив, что лайнер давно продан Грузии. Появилось даже название авиакомпании - Вест-Джорджия, которой якобы и принадлежит Ил-76 с указанным бортовым номером 4L-AWA.

Информация об этой фирме оказалась довольно обрывочная. Но в справочниках действительно указаны московские телефоны в аэропорту Внуково, что подтверждает слова эксперта. Правда, указанные телефоны не имеют отношения к Вест-Джорджии, и существует ли на самом деле проходящий по документам гендиректор компании Геннадий Цаава, сказать сложно.

В Тбилиси не замедлили ответить пояснениями, что самолет действительно зарегистрирован в Грузии, но сдан в лизинг Украине, откуда он, собственно, вылетал и куда должен был вернуться. В Киеве тут же все опровергли.

Кроме этих государств, в истории оказалась замешана и Белоруссия. Во-первых, ряд источников называют Минск отправной точкой маршрута, во-вторых - один из членов экипажа Михаил Петухов имеет белорусский паспорт. Четверо других - из Казахстана: Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков. Все они под арестом, и их дальнейшую судьбу придется решать по дипломатическим каналам. В посольстве Белоруссии, правда, нам признались, что сами толком ничего не знают.

Никакого отношения посольство к этой теме не имеет. Звоните в Казахстан или Украину, кому принадлежит самолет. Посольство, честное слово, никакого отношения к этой теме не имеет, и тем более информацией не располагает.

Не исключено, что пилоты не знали о том, что нас самом деле было загружено на борт из самолета. Но с версией о северокорейском происхождении контрабанды частично согласились в российском МИДе, где заместитель министра Алексей Бородавкин назвал попытки подобного экспорта бесперспективными, напомнив о санкциях, наложенных на Пхеньян. При этом замдиректора Департамента информации и печати МИДа России Игорь Лякин-Фролов ограничился лишь общими комментариями.

Лякин-Фролов: Поступившая информация о самолете, следовавшем из КНДР и задержанном в Таиланде, проверяется. Проясняется вообще ситуация вокруг этого вопроса. Мы надеемся, что тайские власти проведут расследование и доложат о его результатах.

Осипов: Тем временем новые сведения, которые поступили из МИДа Казахстана, еще больше запутали всю эту историю. Там сообщили, что Ил-76  арендовала некая новозеландская компания и география поиска хозяев лайнера стала совсем безнадежной.

Разнообразия добавила другая версия о том, что вся спецоперация по задержанию самолета была инициирована Вашингтоном. Причем здесь есть две цели - привлечь внимание к Пхеньяну и его ядерной программе, вторая - надавить на Таиланд, власти которого пока не выдали Соединенным Штатам задержанного оружейного барона Виктора Бута. Если американским спецслужбам удастся связать его бизнес с этим контрабандным грузом, шансы на экстрадицию вырастают. Правда, эти версии существуют лишь в качестве догадок. Никакой официальной информации не этот счет нет и не известно, будет ли вообще.