Военно-морской флот России начинает развертывание сил для проведения крупнейших за последние годы учений в Мировом океане. В маневрах примут участие корабли Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Первым в дальний поход из Североморска вышел атомный ракетный крейсер "Петр Великий".

Военно-морской флот России начинает развертывание сил для проведения крупнейших за последние годы учений в Мировом океане. В маневрах примут участие корабли Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Первым в дальний поход из Североморска вышел атомный ракетный крейсер "Петр Великий".

Шестые сутки похода. Северная Атлантика. Западный район океана, где экипаж крейсера приступает к боевому слаживанию. Этот флотский термин означает подготовку к встрече с другими российскими ударными кораблями. Дальше совместное маневрирование уже в едином отряде. Одна из многих задач похода.

"Особое внимание будет уделено совершенствованию антитеррористической, в том числе антипиратской деятельности в назначенных районах, как на переходах, так и в точках якорных стоянок", – говорит командир отряда боевых кораблей ВМФ России Сергей Жуга.

На ходовом мостике командование похода. За внешним спокойствием напряжение первых дней. Они самые тяжелые. Труд сотен матросов и офицеров за этой балетной легкостью, с которой форштевень режет океанскую волну.

В небе – морская авиация России. Самолеты взлетели с заполярных аэродромов, преодолели сотни километров для отработки совместных действий с кораблем в небе Атлантики. В эти минуты слаженности и координации все зависит от штурманской группы. Ракетоносец идет на крейсерской скорости, и его путь должен быть безопасным.

"Наша задача – обеспечить навигационную безопасность, безопасное маневрирование и расхождение с судами и кораблями как гражданскими, так и военными. А иностранные корабли производят слежение за нашими кораблями. Мы обеспечиваем грамотное и безопасное маневрирование", – рассказывает командир штурманской боевой части атомного ракетного крейсера "Петр Великий" Владимир Косолапов.

Будто в подтверждение слов Косолапого в небе, которое только что покинули российские Илы, появляется разведывательный орион норвежских ВВС. Он на траверсе силуэта сторожевого корабля. На расстоянии его видимости он будет сопровождать "Петр Великий" еще несколько десятков миль. С палубы "Петра Великого" поднимается противолодочный К-27. Это уже начало тренировок летчиков в штормовом небе Атлантики. С вертолета опускают станцию обнаружения. С ее помощью в реальных боевых условиях ведется поиск подводных лодок противника. А на самом корабле начинается ежедневная тренировка по борьбе за живучесть. На крейсере это задача специального дивизиона, но бороться за спасение корабля должен уметь каждый от матроса до офицера. В этот раз отрабатываются действия экипажа в случае пожара в отсеках.

"Самое главное в таких ситуациях – не растеряться и не дать растеряться товарищу", – объясняет старший пожарный дивизиона живучести атомного ракетного крейсера "Петр Великий" Алексей Семенов.

Ближе к вечеру флагманская метеослужба сообщает об усилении ветра. Впереди очередной циклон.

В Норвежском море корабль ложится в дрейф. В этом квадрате, месте гибели подлодки "Комсомолец" в апреле 1989 года, российские военные корабли останавливаются в любую погоду.

"Традиция моряков, российских моряков, советских моряков, она осталась по-прежнему именно при прохождении точки гибели кораблей наших, отдавать воинские почести и помнить, что они всегда с нами", – объясняет заместитель командира атомного ракетного крейсера "Петр Великий" Аркадий Могилевец.

Венок от экипажа крейсера "Петр Великий" экипажу подлодки "Комсомолец", потом с ходового звучит команда "Полный вперед", и российский ракетоносец снова ложится на курс.

И, вот, такая погода, точнее, непогода в Норвежском море, где сейчас находится "Петр Великий" уже вторые сутки. Картина, впрочем, типичная для этих широт. Крейсер продолжает двигаться намеченным курсом к первой точке встречи с другими кораблями российского флота.