На московской сцене – сенсационная премьера. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые в России поставили балеты великого современного хореографа Иржи Киллиана – "Маленькую смерть" и "Шесть танцев".

На московской сцене – сенсационная премьера: в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые в России поставили балеты великого современного хореографа Иржи Киллиана – "Маленькую смерть" и "Шесть танцев". Ради нее артистам пришлось заново осваивать танцевальное искусство.

Сергей Филин, художественный руководитель театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, искренне завидует: "Если бы раньше у меня была возможность выйти в балетах Киллиана, я бы мог поставить очень жирный крест в своей карьере!"

Филин имеет в виду то, что крест был бы поставлен не на карьере, а в ней, то есть стал бы значительным фактом в его биографии.

Действительно, одному из известнейших в мире российских танцовщиков Филину не довелось танцевать Киллиана, хотя он видел десятки спектаклей по всему миру.

Балеты собирались ставить в Большом, где он солировал, но не вышло, поэтому сейчас Филин воплощает мечту уже как директор. Переговоры о возможности такой постановки длились целых два года.

"Ни у меня, ни у большинства сегодняшних зрителей не будет ощущения, что это артисты, которые не понимают хореографию, которую танцуют", – добавляет худрук.

Но понять ее – задача не из простых. Мастер-классы ведут помощницы Иржи Киллиана, которые ставили эти танцы по всему миру.

Главный принцип школы Килиана, коротко говоря, – предельное внимание к музыке, почти физическое слияние с ней. Если ошибешься хоть раз – пропало все, хоть заново начинай, говорят танцоры. Каждая нота материализована.

"В этом балете ровно столько, сколько вы сами способны увидеть, – говорит хореограф Арлетт Ван Бовен. – Впрочем, у "Шести танцев" есть и кое-что безусловное. Это серьезность и чепуха. Баланс между ними. Можно быть очень серьезным и делать при этом абсолютно идиотские вещи!"

Ставшие классикой спектакли Иржи Киллиана, выглядят абсолютно одинаково на ведущих площадках мира. Вот теперь и в театре Станиславского и Немировича-Данченко появились пышные платья, которые можно даже назвать реквизитом.

63-летний хореограф, сочинивший эти балеты, а ныне возглавляющий прославленный нидерландский Театр хореографии, – живой классик, который поделил хореографию на "до Килиана" и "после".

Двойная премьера в музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – сенсация, на которую не осмелились ни Большой, ни Мариинский, отмечают критики.