"127 часов" поражает нетривиальностью. "Кино" с Антоном Долиным

Читать Вести в MAX
"127 часов" - не только один из основных участников "оскаровской" премиальной гонки этого года, но и попросту крайне амбициозный и необычный проект, в котором нетривиальность замысла с лихвой искупает многочисленные огрехи. Его создатель – англичанин Дэнни Бойл.

"127 часов" - не только один из основных участников "оскаровской" премиальной гонки этого года, но и попросту крайне амбициозный и необычный проект, в котором нетривиальность замысла с лихвой искупает многочисленные огрехи. Его создатель – англичанин Дэнни Бойл, который всегда ходил в альтернативщиках и нонконформистах, еще со времен своих лихих первых фильмов, "Неглубокой могилы" и "На игле". Долгое время все его попытки сделать нормальный голливудский фильм ни к чему не приводили – примером может послужить "Пляж" с Леонардо ди Каприо, оставшийся частью маргинальной культуры, - но потом вдруг Бойлу выпал джекпот. Джекпот в виде фильма о джекпоте – "Миллионер из трущоб", который стал триумфатором "Оскара". После такой победы надо было всерьез задуматься над тем, как не выпасть из этой обоймы. Бойл пошел ва-банк и выиграл: критика крайне благожелательная, сборы хорошие, премиальные сборы тоже. Это и есть "127 часов", экранизация документальной книжки об одном досадном происшествии.

Дело было так. Спортсмен и авантюрист Арон Ральстон несколько лет назад бегал и прыгал по горам Юты в полном одиночестве – после кратковременной встречи с парой заблудших туристок настроение у него было превосходным. Однако случилось нечто непредвиденное: Ральстон спрыгнул в узкую расщелину, а за ним свалился камень весом в 300 килограмм и придавил ему правую руку. Тогда и начались те самые, поименованные в заголовке, 127 часов: 5 суток почти без еды и с минимальным количеством воды, которые Ральстон выдержал с честью, не сошел с ума, не умер от отчаяния, а отпилил себе руку старым китайским перочинным ножиком и все-таки спасся. Сейчас он успешный спортсмен, хоть и с протезом, женат и родил ребенка, а отправляясь на поиски новых приключений – как сообщает финальный титр картины – всегда сообщает близким, где его искать. Книгу Ральстона о случившемся с ним "Между молотом и наковальней" Бойл взял за основу для сценария, который писал его соавтор по "Миллионеру из трущоб" Саймон Бофой, и дальше принялся решать задачу, которая по сложности сопоставима с задачей запертого в горах Ральстона: как сделать нескучный фильм, где всего один герой, который к тому же не двигается с места?

Бойл справился на ура. Он использовал весь арсенал изобразительных средств – поделил экран на мелкие сегменты, использовал субъективную и объективную, цифровую и нецифровую технику, подрядил двух первоклассных операторов, составил непростой саундтрек – и смотреть не скучно не на секунду. Напротив, настолько увлекательно, что только после финальных титров задаешься вопросом – а был ли Ральстон таким уж американским героем, не был ли он обычным беспечным дурачком, рисковавшим собственной шеей без серьезных на то причин? От лишних сомнений избавит одно – наблюдение за прекрасным артистом Джеймсом Франко, который вжился в роль так плотно и серьезно, что кажется, будто он сам, а не его прототип, пережил все невеселые приключения. За что, кстати, артист, которого теперь никто уже не будет дразнить фотомодельным прошлым, получил совершенно заслуженную номинацию на "Оскара".

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"