Картина "Край" выбыла из списка претендентов на получение "Оскара". Драма режиссера Алексея Учителя не вошла в список претендентов на премию американской киноакадемии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Почему за последние два десятилетия в шорт-лист премии удалось попасть только четырем российским картинам, выясняла корреспондент "Вести ФМ" Ольга Подолян.
В расширенный список номинации "Лучший фильм на иностранном языке" попали 9 картин, но ленты Алексея Учителя "Край" в нем нет.
Вообще, сам путь к "Оскару" зарубежного фильма непрост. Сначала лучшие фильмы внутри страны отсматривает комитет. В состав российского комитета входит 14 человек: известные режиссеры, актеры, сценаристы и киноведы. Именно они выбирают картину, которая отправляется на соискание премии.
А за океаном фильму предстоит пройти два тура: сначала попасть в длинный список, а затем уже в короткий, то есть в номинацию.
За последние 20 лет до финишной оскаровской прямой дошли всего 4 российские ленты: "Кавказский пленник" Сергея Бодрова-старшего, "Вор" Павла Чухрая и две картины Никиты Михалкова – "Утомленные солнцем", эта лента получила золотую статуэтку в 1995 году, а "12" - в 2008.
Российский оскаровский комитет отправляет на американскую кинопремию фильмы очень разные. В прошлом году - это была "Палата №6". Пытались покорить Америку и кассовая "9 рота" и необычная "Русалка".
Кинокритик Стас Тыркин говорит, российские фильмы, которые получили "Оскара", снимались без расчета на премию, но попали в точку:
"Бондарчук снимал "Войну и мир" не с прицелом на "Оскара" и получил; "Москва слезам не верит" делалась без прицела на "Оскара" и получила; а "Край" делался с прицелом и прогорел. Но ничего страшного, наука будет".
И если до "Оскара" наши фильмы сегодня добираются нечасто, то на европейских кинофорумах современное российское авторское кино награды собирает. Картина "Как я провел этим летом" была отмечена в Берлине, "Овсянки" - в Венеции. И это только итоги прошлого года.
Впрочем, "Оскар" чаще всего игнорирует ленты, отмеченные на европейских кинофестивалях - ни каннские, ни берлинские фавориты в оскаровский длинный список не попали. И в этом нет ничего удивительного, уверен кинокритик Стас Тыркин:
"Как вы себе представляете фильм «Овсянки» на Оскаре? Это два разных мира".
Два разных мира - два разных типа кино. Разные подходы, разные фавориты, разные критерии отбора. Судьбу европейских кинонаград вершит жюри из ведущих мировых кинематографистов - обычно около десяти человек. Судьбу Оскара "решают" американские киноакадемики - в основном ветераны кино. Голосовать должны все члены академии, а их около пяти тысяч.