Комплексная программа по обеспечению безопасности на транспорте обойдется в 46,7 миллиарда рублей. По словам министра Игоря Левитина, программа рассчитана до 2014 года и уже согласована со всеми ведомствами. Несмотря на огромные суммы денег, выделяемые на безопасность, на транспорте по-прежнему происходят теракты и гибнут люди. Реализация закона по транспортной безопасности также провалилась. Почему жизнь россиян находится в постоянной опасности? Почему министерство не справляется с поставленными задачами? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".
Соловьев: Наша психика так странно устроена, что мы помним только последние события. Но, к счастью, государственные деятели отличаются от обывателей, что они анализируют и должны помнить не то, что было в последнее время. Но за последние несколько недель, конечно, президент Медведев лично много делает для того, чтобы транспортная безопасность стала вопросом №1 и занимается этим, действительно, практически в ручном режиме. За последние пару недель как минимум 2-3 совещания, выезды на железнодорожные вокзалы, аэропорты. А еще кому-то есть дело, кроме президента? Давайте посмотрим новейшую историю терактов на транспорте:
2003 год – 3 сентября – Ставропольский край – взорвана электричка Кисловодск-Минводы – 7 погибших, 80 раненых.
Через 3 месяца – 5 декабря - тот же маршрут - 44 погибших, 156 раненых.
6 февраля 2004 - смертник в московском метро между "Автозаводской" и "Павелецкой"- 42 погибших, 250 раненых.
24 августа – 2 самолета Москва-Волгоград, Москва-Сочи – взорвана смертница – 90 человек погибло.
31 октября 2007 года – взорванный рейсовый автобус в Тольятти – 8 погибших, 50 раненых.
Через месяц взрыв автобуса в Невинномысске – 3 погибших.
6 ноября 2008 года – Владикавказ – маршрутка - 12 погибших.
2009 – 27 ноября – Тверская область – взорван "Невский экспресс" – 28 погибших, 95 раненых.
2010 год – 29 марта – двойной взрыв смертниц в московском метро – 40 погибших, 85 раненых.
24 января 2011 года – смертник в Домодедово – 36 погибших, 180 раненых.
Мирное время, XXI век. В больших городах нас убивают десятками, сотнями много лет снова и снова. Выступление перед депутатами Госдумы с докладом Минтранса: "Совершение террористических актов наглядно показало необходимость совершенствования системы безопасности. Минтранс и МВД для повышения уровня безопасности противодействия терроризму на объектах транспорта создали межведомственную рабочую группу, определили комплекс первоочередных мер и мероприятий по противодействию терроризму, разрабатываем законопроект о дополнительных мерах по повышению безопасности транспортного комплекса". Думаете, это было вчера? Это цитата из доклада 6-летней давности после теракта 2004 года. И после каждого следующего громкого теракта слова ничем не отличались. Те же "координация рабочей группы, разработка новых законов, первоочередные мероприятия по противодействию терроризму". Сегодня все то же самое.
Позавчера Левитин был у президента на совещании по транспортной безопасности. Ни словом не вспомнил Закон "О транспортной безопасности". Президент и глава РЖД Якунин говорили про этот закон. А Левитин сразу – про закон о бюджете. Про освоение 47 очередных миллиардов. Ну, видно, кому что милее. Я, конечно, не начальник, не чиновник, но все-таки есть какие-то пределы.
Всего лишь прочитав открытые источники и то видно, что у развала системы транспортной безопасности нашей страны есть имя, фамилия и немалая должность. И это не Доку Умаров и не какой-нибудь очередной террорист, который в принципе должен такого рода министрам рассылать "валентинки" с благодарностью за то, что столько лет не выполняется указание президента. Это вам не шалости с откатами под 70%. Это не Химкинский лес какой-нибудь. Речь о жизни и смерти. С того момента, когда господин Левитин пришел в Минтранс, в терактах на транспорте убито 222 человека, ранены - 423. Никаких оснований считать, что на этом кровавая статистика закончится при таком подходе профильного министерства нет. Я лично не считаю возможным переносить такое отношение от конкретных министров к поручениям президента, а также когда жизнь россиян и их безопасность находятся в таких руках. Речь даже не о сомнении в их чистоте, а сомнении, что они приделаны к телу, завершающемуся головой, которая компетентна на поставленной должности.
Раньше, в то время, когда было понятие чести и достоинства, даже за гораздо меньшее несоответствие в ожиданиях народа и в результате своей деятельности достойные люди уходили в отставку, просто писали руководству рапорт – в связи с невозможностью выполнять. Но, видно, какие-то другие критерии, видно, кто-то другой назначает. Видно, не все зависит в нашей стране от президента и премьера. Видно, совсем другие интересы. Видно, гораздо важнее иметь возможность освоить 47 миллиардов, поэтому смотрю я на это все и думаю: да даже отставка в нашей стране – это было бы слишком мягкое решение вопроса. Транспортной безопасности в нашей стране нет, потому что не выполняются прямые указания президента, потому что люди, которые занимаются министерством, некомпетентны.
Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах