Следственные органы сведут счеты с московскими транспортниками

Российским инкассаторам, перевозящим крупные суммы наличности, больше не понадобится дополнительная защита.

Многомиллиардные нарушения в транспортном комплексе Москвы выявила аудиторская проверка. По результатам проверки Счетной палаты, с 2008 по 2010 годы на развитие транспорта в столице потратили 574 миллиарда рублей, из них 215 - с нарушениями. Эти цифры оказались немного меньше тех, что были озвучены в качестве предварительных в конце декабря: тогда аудиторы называли цифру в 232 миллиарда рублей. Теперь очередь за следственными органами, которым предстоит выяснить, какие из этих нарушений являются уголовным преступлением. Подробности - в материале корреспондента "Вести ФМ" Яны Мельниковой.

Государственные и муниципальные закупки с нарушениями, которые стоили бюджету более 117 миллиардов рублей, инвестиции не в те объекты обошлись в 59 миллиардов, потери на затягивании сроков строительства различных объектов составили почти 25 миллиардов. В графе "нецелевое использование бюджетых средств" лидером оказалась авиакомпания "Атлант-Союз", рассказал аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин:

"830 миллионов рублей - это бюджетный кредит, представленный компании "Атлант-Союз", предоставлялся целевым образом на приобретение воздушных судов. Воздушные суда не были приобретены, деньги были израсходованы на другие цели. Поэтому мы это квалифицируем как нецелевое расходование средств. По существу, бюджету города нанесен ущерб в 830 миллионов рублей в этой части. 8,8 миллиарда рублей - это те средства, которыми под видом субсидий фактически датировалась деятельность авиакомпании".

Аудиторы проверили не только денежные потоки, но и то, насколько изменилось качество транспортного обслуживания в столице за последние три года. Тут, конечно, тоже не обошлось без нареканий, но прозвучали и рациональные предложения. Например, выставить городские маршруты на конкурсы, и, главное, обязать коммерческих перевозчиков на равных с Мосгортрансом участвовать в поддержании инфраструктуры. А то получается, остановки ремонтируют за бюджетные деньги, которые потом закладывают в цену билета, а частные извозчики, повышая проезд следом за Мосгортрансом, только барыши считают. Но одной из самых больших неожиданностей для аудиторов стало то, что за три года Московский метрополитен снизил объем перевозок на 200 миллионов пассажиров, и это при том, что станций за этой время стало только больше, продолжает председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских:

"В то же время выручка выросла на 39%. За счет чего? В первую очередь, за счет повышения тарифа. Мы считаем, что проблемы тарифного регулирования как для метро, так и для наземного транспорта нуждаются в более тщательной проработке, что позволит нарастить инвестиционную составляющую или снизить цену проездного билета".

Всего в столичном метрополитене выявлено нарушений на три с лишним миллиарда рублей. Например, стоимость строительства Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена в 2009 году превышена на треть, один километр Митинско-Строгинской линии подземки в том же году вышел дороже на 372 миллиона рублей - почти на 17%. А станция "Кожуховская" признана самой дорогой в московском метро. Расходы на ее строительство больше чем вдвое превысили расчеты. Только в 2010 году метрополитен получил от города 20 миллиардов рублей. При этом, как отмечают аудиторы, если бы руководство подземки работало эффективнее, например, в вопросах рекламы, то на федеральной поддержке можно было бы сэкономить. После таких заявлений журналисты не могли не спросить у заммэра по транспорту Николая Лямова, уволят ли главу московского метро Дмитрия Гаева:

"Сегодня получили более полные материалы проверки. Они идут для анализа и выводов. Будут приниматься определенные решения, в том числе и кадровые. Выводы будут по итогам проверки, а затем уже посмотрим, окончательное решение будет приниматься руководством Москвы. Нарушение нарушению рознь. Там, где есть личное злоупотребление в каких-то корыстных целях, - это одно дело, а если нарушения выявлено с целью ускорения строительства той или иной ветки метро, должен быть другой подход".

Но ведь до того, как Николай Лямов стал заместителем мэра, он занимал место замруководителя Ространснадзора, и даже год был исполняющим обязанности главы ведомства. Как же такие нарушения прошли незамеченными, спросили журналисты. В ответ Николай Лямов пустился в пространные рассуждения:

"Здесь надо понимать всю систему бюджетного финансирования. Она довольно непростая. И если учитывать, то что было ранее, вот Сергей Николаевич говорил, вот эта вот запутанная система закупки подвижного состава, в том числе там установлены и факты завышения стоимости, неудивительно, что многие вещи делались, возможно, неправильно. И я не исключаю, что, может, была корысть, может быть, корысти не было, может быть, в интересах дела что-то было".

В свою очередь, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских отметил, что выявление фактов нецелевого расходования бюджетных средств не всегда уголовно наказуемо. Например, выявленное при ремонте путей в метро двойное завышение по зарплате - на 25 миллионов рублей. Если деньги, пусть и больше, чем положено, действительно, пошли на оклады, то нарушителям максимум грозит административное наказание. А вот какие из нарушений все-таки можно считать хищением и злоупотреблением, теперь предстоит разобраться следствию. Результаты проверки также представят мэру Москвы Сергею Собянину, по чьей инициативе и проводилась эта работа.