Театр гарантий не даёт. Реплика Григория Заславского

Читать Вести в MAX
В столице, кажется, нашли параметры, по которым можно судить об успехе или провале в деятельности учреждений культуры. Сложно вычисляемая эффективность вывела в лидеры московский театр "Ленком".

В столице, кажется, нашли параметры, по которым можно судить об успехе или провале в деятельности учреждений культуры. Сложно вычисляемая эффективность вывела в лидеры московский театр "Ленком". О том, стоит ли радоваться "Ленкому", а тем более другим столичным театрам - обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

Директор одного из московских театров с чувством гордости, очень даже понятной, рассказал мне на днях, что по итогам сложно вычисляемой эффективности их театр вышел на второе место. Сразу после "Ленкома". Нет никакой возможности добраться до сложных математических расчетов, узнать хранимую в тайне, как рецепт кока-колы или китайского фарфора, формулу, которую, возможно, уже вывели в департаменте культуры Москвы. Известно же - филолог Владимир Пропп вывел когда-то, много лет назад, формулу русской волшебной сказки - вот, думаю я, может быть, точно так же кто-то уже вывел формулу успеха театра и, конечно, держит ее в секрете. Нельзя же допустить, чтобы любой, даже и проходимец какой, вывел свой театр в такие лидеры, что ни Питеру Бруку, ни даже Станиславскому с Галиной Волчек, ни даже Эдуарду Боякову не снилось!

Но ведь известно, что в России всё тайна и ничто не секрет. Так и тут: скоро стало известно, что основой театральной эффективности решили считать эффективность использования площадки. Получается, если за год сыграли, например, 300 спектаклей, то это "5 с плюсом", а если 100-120, это "3 с минусом" или даже "двойка". И на фоне сыгранных спектаклей - соотношение бюджетных средств и собственных, заработанных своими силами.

Театры наши живут на государственные деньги, поэтому, согласен, играть через пень колоду, то есть через два дня на третий - права такого у них нет и быть не может. А с другой стороны, театр может 100 спектаклей сыграть у себя, а еще 50 - на гастролях, 5 - на фестивале, день приезда - день отъезда, репетиции на каждом новом месте. А на гастролях успех - разве он ничего не стоит? Ну, скажем, как раньше: командировка - это зарплата по основному месту плюс суточные. Так и гастрольный спектакль - может, его считать за два, сыгранных по месту прописки? Известно, что по эффективности в списке лидеров – "Театр Луны", но я бы не стал его причислять к лидерам театрального дела, так что бизнес и искусство - совсем не одно и то же. А спутать легко.

Самое главное, что вот эта гипотетическая эффективность путает театры, и очень сильно. Недавно мне рассказали историю, как один театральный директор большого академического театра попросил у чиновников дополнительные деньги на прокат спектакля. Иначе, мол, никакой прибыли. А разве прибыль - это главная цель для театра? А как же разумное, доброе, вечное? Или хотя бы - новое, экспериментальное, никем не затрепанное, живое?
В погоне за эффективностью мы того и гляди потеряем последние остатки серьезного театра. Потому что самую большую прибыль дает, как известно, сдача театра в аренду - там по деньгам всегда аншлаг, гарантированный, а в театре, как в любом искусстве, гарантий быть не может, даже если ставит Товстоногов или Эфрос, а сегодня - Кирилл Серебренников или Евгений Писарев. Может получиться, а может - и нет. Эффективность - всегда под вопросом.