Владельцам квартир угрожают мошенники. Опасения появились после всплеска рассказов россиян о том, как в их квартиры незаконно подселяли посторонних людей. По свидетельствам участников историй, мошенники пользовались новой электронной формой постановки на учет, которой может воспользоваться любой желающий. При этом собственники жилья оказались абсолютно беззащитны перед виртуальным произволом и будут вынуждены доказывать свою правоту не в Интернете, а в реальном суде. Впрочем, многие эксперты уверены, что массовые подлоги невозможны и электронное правительство защитит хозяев недвижимости от незваных гостей. Об этом Ольга Арсланова и Александр Андреев поговорили с радиослушателями в эфире "Вестей ФМ".
Арсланова: Добрый вечер! В студии Александр Андреев и Ольга Арсланова. И сегодня мы вынуждены снова вернуться к теме регистрации, прописки. Потому что появились очень тревожные сообщения о мошенничествах, когда люди в связи с такой либерализацией регистрации стали этим просто пользоваться, очень нагло. Вписываться в чужие квартиры, и зачастую хозяин квартиры узнает о том, что у него кто-то прописан, абсолютно случайно, например, оплачивая счет за услуги ЖКХ.
Андреев: И вы это подтверждаете уже, когда пишите на наш СМС-портал. Из Ленинградской области сообщение: "Регистрация мошенников уже обрела массовый характер. В поселке Сельцо Тоснинского района Ленинградской области почти половина жителей обнаружили незаконно прописанных людей в своих квартирах. Есть подозрение, что в этом замешана администрация", - пишет наш слушатель Сергей.
Арсланова: Вот такие случаи, когда мигранты приходят без приглашения. Но что мы вам предлагаем. Может быть, стоит вообще эту временную регистрацию для россиян отменить? Зачем она нужна? Может быть, проще гражданам России спокойно путешествовать по стране, передвигаться, работать где-то, и регистрироваться не стоит? Или, как предлагают некоторые наши слушатели, отменить вот эту виртуальную прописку, порочную?
Андреев: Тут уже есть несколько сообщений с предложением отменить именно эту электронную регистрацию. Мы с вами обсуждаем сейчас другое. Мы обсуждаем то, чтобы отменить регистрацию, институт регистрации в принципе.
Арсланова: Не забывайте, для россиян. Только для россиян.
Андреев: Потому что, когда вы говорите о том, что давайте отменим электронную регистрацию, вы заботитесь исключительно о себе, и не думаете, в частности, о людях, у которых эту регистрацию каждодневно проверяют, и если ее нет, то часто требуют деньги.
Арсланова: Вот и получается, что регистрация – всего лишь источник заработка коррупционеров или возможность для такого рода мошенничества, о котором мы говорим. Может быть, стоит отменить эту процедуру?
Андреев: Сергей у нас сейчас на связи. Здравствуйте!
Сергей: Здравствуйте!
Андреев: А как вы считаете, нужно институт регистрации отменить?
Сергей: Я полагаю, по крайней мере, действительно для граждан России эта процедура абсолютно не оправдана. Она давала еще до того, как предлагалось сделать электронную регистрацию, массу поводов для того, чтобы мошенники и лица, которые имеют, по крайней мере, отношение и возможность оформлять эту регистрацию в паспортно-визовых отделах, на этом злоупотребляли.
Андреев: Сергей, а вы нам из Москвы звоните?
Сергей: Да, из Москвы.
Андреев: Мы накануне обсуждали тему, нужно ли устанавливать какие-то административные барьеры на пути приезжих в Москву, и вот большинство наших слушателей сказали, что да - такие барьеры нужны. Это не очень сочетается с тем, что вы говорите, потому что, вспомните, институт прописки, который сейчас перерос в институт регистрации, он всегда существовал в Советском Союзе для того, чтобы как раз ограничивать число приезжих в Москву.
Сергей: Во-первых, это не тот механизм, который действительно ограничит число приезжих в Москву. Во-вторых, практически регистрация сводится к тому, чтобы люди, приезжающие сюда, могли получить возможность обращаться за бесплатной медицинской помощью и пользоваться какими-то иными благами, связанными с этим. А поскольку сейчас все-таки решается вопрос о возможности сделать полисы, способные помогать гражданам в получении медицинской помощи вне зависимости от регистрации граждан, я думаю, этот вопрос станет менее актуален.
И потом я говорю вам как адвокат практикующий в сфере уголовного судопроизводства, что многие имеют скептическое отношение к регистрации по одной простой причине – единичные случаи, когда гражданин действительно регистрируется по месту своего проживания через официальное заключение договоров найма квартиры и так далее. Как правило, это документ исключительно предъявительский. То есть неважно, где у тебя регистрация, он предъявляется там, где это необходимо.
Андреев: То есть, поймать преступника не помогает регистрация?
Сергей: Она формальна. Вот формально ее в суде могут принять. К этому преступнику можно отнестись со снисхождением, тем более он вроде бы зарегистрирован в Московском регионе. Но там, где данную регистрацию во внимание не принимают, относятся к ней скептически, формально.
Арсланова: То есть вы считаете, что раз сейчас она носит такой уведомительный характер, по сути, то и смысла в ней вообще нет?
Сергей: Для граждан России практически не имеет значения.
Эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах