В столице Хорватии прошли масштабные антиправительственные демонстрации с участием тысяч человек. Основное требование митингующих – отставка премьер-министра страны. Протестующие прошли маршем по центру Загреба, они сожгли флаг Евросоюза, вступления в который добиваются власти Хорватии, а также флаг главной оппозиционной партии – социалистической. С подробностями для "Вестей ФМ" - старший научный сотрудник Института славяноведения Петр Искендеров.
"Вести ФМ": Петр, здравствуйте!
Искендеров: Добрый день!
"Вести ФМ": Скажите, можно ли реально говорить о том, что события в Загребе произошли под влиянием того, что происходит в Северной Африке?
Искендеров: В значительной степени – да. Я бы с этим согласился.
"Вести ФМ": Скажите, а как далеко это может зайти?
Искендеров: Понимаете, что показали события в Северной Африке и на Ближнем Востоке? То, что когда в обществе накапливается определенный протестный электорат, дальше события могут пойти по самому непредсказуемому пути. В зависимости от того, какие силы постараются воспользоваться этим протестным электоратом. Ведь, скажем, события в Тунисе показали, что даже достаточно высокий уровень жизни и тесные взаимоотношения с Евросоюзом не являются гарантией от потрясений. А события в Ливии показали, что сильные позиции властей и контроль со стороны спецслужб также не мешают накоплению этого протестного электората. Беспорядки в Египте показали, что и статус международной Туристической Мекки не спасает власти страны. Таким образом, все эти болячки накопились и присутствуют не только в Хорватии, но и в других балканских странах. А коррупция – это бич Балкан на протяжении многих десятилетий. Интеграция в Евросоюз: действительно, государства этого региона в подавляющем большинстве стремятся вступить в Евросоюз, однако Евросоюз, в силу собственных каких-то геополитических интересов и противоречий в собственных рядах, откладывает этот процесс и, наоборот, выставляет правительствам балканских стран все новые и новые условия. Таким образом, то, что сейчас происходит в Хорватии, характерно и для других государств региона. Вот возьмем Боснию и Герцеговину. После выборов октября прошлого года местные политики не могут даже сформировать правительство. В Албании в последние недели регулярно возникают стычки между властями и оппозицией, в Сербии налицо внутриполитическое противостояние между сторонниками прозападной ориентации и сторонниками более независимой внешней политики. Поэтому достаточно какой-то искры небольшой, чтобы этот протестный электорат пришел в движение, а уже какие силы его возглавят – от этого будет зависеть дальнейший ход событий. Будут ли это уличные демонстрации или, может быть, это будут какие-то межэтнические новые столкновения, поскольку и в Хорватии и других балканских странах существуют влиятельные силы, способные разыграть этническую карту.
"Вести ФМ": А что касается старой Европы, возможен ли там такой сценарий?
Искендеров: Ну, так называемая "старая Европа" – понятие неоднородное. Здесь возможно накопление подобного протестного электората и возможна эскалация напряженности в тех странах, которые теснее всего связаны как раз с регионами Северной Африки, Ближнего Востока или Балкан. Это, прежде всего, вся южная Европа – Италия, Греция, отчасти Испания - там, где принимают беженцев из Северной Африки и с Балкан. Кроме того, возможно усиление напряженности в тех странах, которые привыкли инвестировать в ту же самую балканскую экономику, в различные балканские проекты. Поэтому, если на Балканах разразится очередной кризис, налогоплательщики, скажем, и в Германии, и во Франции могут предъявить претензии своим правительствам – почему эти страны инвестируют миллиарды евро в балканские страны, которые, собственно говоря, вот-вот могут оказаться во власти революционной стихии. Таким образом, возможные потрясения на Балканах, в том числе и в достаточно благополучной, как всегда считалось по балканским меркам, Хорватии, они несут еще большую угрозу для европейской стабильности, для стабильности в Евросоюзе, для стабильности валюты евро, чем даже события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Полностью интервью с Петром Искендеровым слушайте в аудиофайле.