Сегодня в Москве состоится премьера фильма Юрия Кара "Мастер и Маргарита". Картина по роману Булгакова ждала 17 лет, прежде чем попасть на экраны. Подробнее о долгожданном фильме – обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Михаил Афанасьевич Булгаков утверждал устами Сатаны, что рукописи не горят; посмертная судьба его главного произведения "Мастер и Маргарита" подтвердила эту максиму - по сути, труд жизни писателя стал самым популярным русским романом ХХ века. Сегодня выяснится, что фильмы тоже с трудом поддаются горению: снятый аж в 1994 году фильм Юрия Кара по роману Булгакова все-таки выйдет на экраны - хотя все, включая режиссера, казалось бы, давно потеряли надежду увидеть последнее полочное кино ХХ века.
Сегодня многих из тех, кто делал фильм, уж нет в живых - ушли Альфред Шнитке, написавший напоследок выдающийся саундтрек для фильма, оператор Евгений Гребнев, артисты Борислав Брондуков, Виктор Павлов, Спартак Мишулин, Михаил Ульянов, который, в отличие от вышеперечисленных коллег, сыграл самую центральную из ролей: по-римски статного и величавого Понтия Пилата, так хорошо влившегося в сценическую биографию артиста. А вместе с этими прекрасными людьми ушли и растворились мутные причины, не позволявшие показать картину публике. Сегодня существуют две версии "Мастера и Маргариты" Кара - сокращенная двухчасовая, для кинотеатрального проката, и почти четырехчасовая для телевидения. Первую решили выпустить раньше, чтобы не было столь самоочевидным сравнение с сериалом Владимира Бортко. Хотя и сравнивать-то незачем, и глупо: эти два прочтения - принципиально разные.
Кара не пытался соблюсти каждую строчку бесценного текста и позволил себе ряд вольностей, вплоть до приглашения на бал к Сатане Владимира Ленина и двух современников Мастера, еще не отошедших в мир иной на момент написания романа: Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера. Здесь велась охота не за буквой, но за духом книги, и была завершена с переменным успехом. С одной стороны, спецэффекты выглядят картонными, уступающими даже советскому кино, и монтаж выдает поспешные попытки сократить, втиснуться в формат и объем. Не чужд фильм и китчевой эстетике, апостолом которой режиссера провозгласили сразу после его нашумевшей экранизации Искандера "Воры в законе". С другой стороны, в фильме есть невероятно удачные моменты: сцены, снятые в Израиле, ощущаются как подлинные, и Москва похожа на старую Москву, и из Виктора Ракова с Анастасией Вертинской получились отличные Мастер с Маргаритой, и молодые еще Николай Бурляев - Иешуа и Сергей Гармаш - Иван Бездомный - на удивление уместны в своих ролях. Обращают на себя внимание и откровенные сцены с обнаженкой, возможно, неумелые и несколько наивные, но довольно точно отвечающие булгаковскому тексту.
Конечно, по факту этот фильм - далекая от совершенства иллюстрация к гениальному роману, и больше этот памятник говорит о том, как снимали кино в 1990-х, чем о чудесах Москвы 1930-х годов. И все равно, пропустить такую картину было бы неправильным. Исторический документ или художественный, но она достойна того, чтобы стать одной из страниц булгаковской летописи, которую продолжают писать и после смерти самого Мастера.