Россия присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Указ об этом подписал Президент Дмитрий Медведев. Ранее закон о присоединении к международной Конвенции 13 мая 2011 года приняли депутаты Госдумы. 25 мая закон был одобрен в Совете Федерации.

Россия присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Указ об этом подписал Президент Дмитрий Медведев. Ранее закон о присоединении к международной Конвенции 13 мая 2011 года приняли депутаты Госдумы. 25 мая закон был одобрен в Совете Федерации.

Международная Конвенция направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных либо удерживаемых в любом из государств-участников, являющихся подписантами этого законодательного документа. Конвенция должна способствовать эффективному соблюдению в этих странах прав опеки и доступа, предусмотренных национальным законодательством каждой из них.

Международная конвенция была принята на 14-й сессии Гаагской конференции по международному частному праву 25 октября 1980 года.

Конвенция применяется к детям до 16 лет, если один из родителей проживает в России, а другой – на территории иной страны, которая также является подписантом Конвенции.

Документ подробно прописывает действия, при которых перемещение или удержание ребёнком одним из родителей в другой стране расценивается как незаконное. Заявитель в этом случае может обратиться за содействием по возвращению своего ребёнка к властям своей или другой страны, где ребёнок проживает или куда был вывезен. Для принятия решения на просьбу заявителя определяется срок в 6 месяцев.

В России функцию по приёму заявлений будет осуществлять министерство юстиции.

В Конвенции есть перечисление и ограничений на возвращение детей в страну их первоначального проживания. Например, если в процессе возврата ребёнка будет установлено, что малыш адаптировался к новым условиям, а процесс возврата начался по истечении года после похищения, то суд или административные органы могут отказать в выдаче предписания о возращении ребёнка. Правда, адаптацию ребёнка к новой среде необходимо документально доказывать тем, что он хорошо комфортно чувствует себя в школе и окружающей среде, что у него появились друзья.

Возвращение ребёнка также не обязательно в тех случаях, если его родители или законные представители не осуществляли на момент его перемещения или удержания свои права опеки, или дали согласие на его перемещение или удержание, или впоследствии не выразили возражений против таковых.

Кроме того, ребёнок не будет репатриирован на Родину, если существует серьезный риск того, что это создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда, поставит его в невыносимые условия.

Не состоится возвращение ребёнка домой в том случае, если он сам возражает против этого. Но тут будет учитываться, достиг ли ребёнок возраста и степени зрелости, при которых следует принимать во внимание его мнение.

Россия присоединилась к Конвенции с оговоркой: государство не считает себя обязанным нести расходы по оплате услуг адвоката, советников или судебных издержек, кроме тех, которые могут быть возмещены её системой юридической помощи и консультаций.

Участниками Конвенция являются более 80 государств, среди них лишь некоторые заключили с Россией двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским делам. При этом со многими из них, в том числе, странами Евросоюза, США, Израилем, вопросы о возвращении детей в последнее время приобрели особую остроту.

По данным Министерства юстиции России, число "международных браков" россиян неуклонно растёт. Как сообщает ИТАР-ТАСС, с 2006 года по 2008 год с гражданами США было заключено 939 брака, а с гражданами Германии - 2564 брака. В 2006 году было заключено 108 семейных союзов между гражданами России и Франции, таких браков в 2008 году зафиксировано уже 130. Также выросло количество вступающих в брак россиян с гражданами Израиля. В 2006 году таких было 219 человек, а два года спустя – уже 263.

Подписание Конвенции позволит избежать таких международных скандалов, как дела Риммы Салонен или Натальи Захаровой, а также защитить права российских родителей на общение со своими детьми в случае разводов.