Павел Астахов: Россия и Америка должны цивилизованно решать вопросы усыновления

Читать Вести в MAX
Дмитрий Медведев выступает за подписание с Соединенными Штатами соглашения, которое бы жестко устанавливало обязанности американских родителей, усыновляющих российских детей.

Дмитрий Медведев выступает за подписание с Соединенными Штатами соглашения, которое бы жестко устанавливало обязанности американских родителей, усыновляющих российских детей. "Мы должны понимать, что с нашими детьми происходит, или же нам действительно придется отказаться от практики усыновления российских детей американскими приемными родителями" – такое заявление Дмитрий Медведев сделал в интервью одному из американских телеканалов. Он упомянул о предложении главы российского МИД, речь шла тогда о том, чтобы просто закончить практику усыновления российских детей в Соединенные Штаты Америки. Прокомментировал президент страны это заявление таким образом: "Любое жесткое решение никогда не бывает полностью плохим или полностью хорошим. Мне кажется, что с учетом негативного опыта, который накопился в этой сфере, мы должны были с нашими американскими коллегами подумать о заключении какого-то межправительственного соглашения, может быть, жестко устанавливающего обязанности родителей, которые принимают ребенка из России, и создающего возможности мониторинга за такой семьей. Но тенденция настораживает. Это печально" – конец цитаты. Речь идет о судьбе семилетнего Артема Савельева. Напомню, его усыновили в Соединенных Штатах Америки. В Соединенные Штаты он уехал, и на днях его вернули одного на Родину с запиской об отказе растить ребенка. Российские органы опеки подобрали мальчику приемную семью. Но проблема заключается в том, что приемная мать из Соединенных Штатов Америки официально не сложила с себя, что называется, свои обязанности. В прямом эфире радио "Вести ФМ" уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

"Вести ФМ": Павел Алексеевич, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сейчас ситуация с Артемом Савельевым несколько непонятна в связи с тем, что официального отказа, если не брать во внимание эту записку, которая была приложена, нет? Что сейчас будет происходить?

Астахов: На самом деле, ситуация понятна. Потому что в таких ситуациях мы действуем исходя из того, что ребенок остался без попечения родителей. Поэтому он может быть передан как в детское учреждение, так и может быть передан под временную опеку замещающей семье. И здесь как раз особых проблем нет. Органы прокуратуры должны были уже подать соответствующее заявление в Приморский суд для того, чтобы, отменить усыновление. Поэтому здесь уже не требуется никаких действий со стороны Хансен, которая не состоялась как приемная мать и нарушила все возможные процедуры. Это не является юридическим препятствием. А что касается приостановления усыновления и требования российской стороны о заключении международного соглашения между Россией и Соединенными Штатами Америки, я считаю, что эта мера не чрезмерная, а достаточно справедливая и своевременная. Странно смотреть, как мы находимся в какой-то непонятной ситуации, когда по ракетам, по боеголовкам, по вооружениям мы можем договориться, а по поводу судьбы наших детей мы не можем найти правовую базу. А правовая база может быть только одна – это международное соглашение. Как в свое время, например, Китай поступил с усыновителями из США. Они полностью прекратили усыновление и сказали: либо договор с жесткими обязанностями по контролю, по соблюдению прав наших детей, либо прекращение усыновления. И Америка подписала такое соглашение. Мы никогда не ставили вопросы так жестко. Почти 20 лет идет усыновление, и, видимо, пришли мы сегодня к тому, что все-таки Россия и Америка, которые претендуют, по праву претендует, на роль мощных держав, правовых государств, правовых систем, безусловно, должны показывать пример, цивилизованно решать эти вопросы.