Рабочий класс не покидает "Авангард"

Читать Вести в MAX
Последние рабочие судостроительного завода "Авангард" по-прежнему ходят на работу, хотя предприятие объявлено банкротом и денег не платит. Слесари, монтажники, трубопроводчики, некоторые из которых работают здесь по 40 лет, не могут смириться с мыслью, что завода больше нет.

Судостроительный завод "Авангард" в Петрозаводске уйдёт "с молотка". Предприятие стратегического значения, которое многие годы выполняло оборонные заказы для страны, объявлено банкротом, его имущество после продажи пойдёт на погашение долгов. А их накопилось немало – около трёхсот миллионов рублей, тринадцать из них составляет задолженность по заработной плате.

Ещё год назад слесари-монтажники ремонтировали военные корабли, а сегодня освобождают склады, подсчитывают имущество: другой работы на "Авангарде" нет. Да и сотрудников осталось немногим больше десяти – те, кто не попал под недавнее сокращение и не ушёл по собственному желанию. Впрочем, как с бывшими, так и с действующими своими работниками завод до сих пор не рассчитался по заработной плате.

- Мне должны, по-моему, 68 тысяч… У некоторых есть и больше суммы… Отпускали время от времени тут нас с завода, "на халтуры", как говорится, каждый выживал как мог, - вспоминает судовой слесарь-монтажник Вадим Гольдштейн.

Задолженность перед работниками, которая сейчас достигла почти тринадцати миллионов рублей, начала копиться ещё с лета прошлого года. Сотрудники "Авангарда" устраивали забастовки, приостанавливали производство, но безрезультатно: платить заводу было нечем. Последний заказ, ремонт минного тральщика, завершили ещё в октябре. Больше на завод заказов не поступало – никто не желает иметь дело с предприятием-банкротом.

- Ну, вот – ходим, бродим с этими ящиками, а внутри как-то уже чувствуется – всё, конец заводу! – говорит судовой слесарь-монтажник Виктор Шамарин.

Впервые на "Авангард" Виктор Иванович пришёл ещё в 1966-м. Он помнит те времена, когда судостроительный завод процветал, тогда удавалось выпускать по пять рыболовецких и два военных корабля в год. Сегодня же "Авангард" не в состоянии выполнить даже гарантийные обязательства по последнему своему заказу. Минному тральщику, что теперь стоит в Кронштадте, требуется очередной ремонт.

- Некоторые трубопроводы, механизмы надо там восстановить, но в основном гидравлика. Финансы нужны большие… до сотни тысяч там. Не знаю, где они будут брать, наше руководство. Но никто эти обязательства не отменял, - считает трубопроводчик Игорь Горбачёв.

Производство на предприятии стратегического значения дало трещину ещё в девяностые годы. Перестали поступать заказы на строительство кораблей, пришлось перейти на ремонт. Тогда и появились первые кредиторы, и чтобы рассчитаться с ними, руководство продавало заводское имущество: спусковые установки, причал и даже цеха.

Сегодня у "Авангарда", кроме трубы от котельной и пары пристроек, практически ничего не осталось. У банкротства предприятия несколько причин, считают экономисты. Среди них – просчёты самого руководства завода.

- Неумение наладить новые виды производства, встроиться в рыночную экономику, в данном случае говорит о слабости топ-менеджмента… Там в управленческой команде, наверное, приходят временщики, которым интересны лишь сиюминутные задачи, может быть… По крайней мере, о каких-либо долгосрочных программах, определяющих перспективы развития этого предприятия, нашей экономической общественности неизвестно, - говорит доцент кафедры теоретической экономики Петрозаводского государственного университета, кандидат экономических наук Иван Конев.

Руководство предприятия с затяжным кризисом так и не справилось. Возможно, потому, что всё это время со своей бедой завод оставался один на один: руку помощи никто так и не протянул. Притом, что "Авангард" был единственным предприятием в Карелии, которое выполняло гособоронзаказ. И только здесь российский флот мог ремонтировать минные тральщики – корабли, охраняющие внешние рубежи. Но в Министерстве обороны лишь молча наблюдали, как в течение десятка лет предприятие шло к неминуемой гибели.

- В Министерство обороны мы обращались с письмами: нужен ли завод "Авангард", нужна ли продукция, которую изготавливал завод, востребована ли вообще она? Ответ был, что да, завод "Авангард" нужен. Но на деле, получается вот то, что сегодня есть, - констатирует председатель профсоюзной организации ОАО "Судостроительный завод "Авангард" Елена Еремеева.

Еще в марте суд практически вынес приговор, признав, что возродить завод невозможно. Всё имущество предприятия будет продано за долги. Причём, большую часть из них завод задолжал в виде налогов – государству, ради безопасности которого он трудился целых семьдесят лет. Но пока к распродаже имущества так и не приступили, собрание кредиторов всё ещё не решается поставить на заводе крест.

Ну, а сотрудники "Авангарда" продолжают исправно ходить на работу. Даже не будучи уверены в том, что денег с продаж хватит на погашение долгов по зарплатам. Они всё ещё надеются на то, что случится чудо – и "Авангард" удастся спасти.