В Казахстане вступили в силу конституционные поправки "по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан - лидера нации". Цитирую прямо с первой статьи: "Первый президент Республики Казахстан, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является лидером нации".
Быть лидером нации хорошо. Например, "первый президент Республики Казахстан - лидер нации обладает неприкосновенностью. Он не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру. Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности первому президенту Республики Казахстан - лидеру нации и совместно проживающим с ним членам его семьи".
Вот это, кстати, очень интересный момент - про семью. Например, если вы случайно поцарапаете машину члена семьи лидера нации - то вы, получается, нарушили конституционный закон. Если, конечно, у вас получится приблизиться к машине члена семьи лидера нации. Вряд ли подпустят. Ведь даже "осквернение изображений первого президента Республики Казахстан - лидера нации не допускаются и преследуются по закону".
Статья 9 называется так: "Фонд, музеи, бюсты, личный архив и личная библиотека". И в ней, например, сказано: "На родине первого президента Республики Казахстан - лидера нации и в столице Республики Казахстан создаются музеи и устанавливаются бюсты первого президента Республики Казахстан - лидера нации". Речь, напомню, идет о живом человеке. Интересно, а вот если он сам придет в музей самого себя, он будет считаться там посетителем или экспонатом?
А вот о приятном: "Жилищное, медицинское, санаторно-курортное, транспортное и иное обслуживание первого президента Республики Казахстан - лидера нации и членов его семьи, проживающих совместно с ним, обеспечивается уполномоченными государственными органами. Надо полагать, что члены семьи лидера нации, не проживающие совместно с ним в данный момент, немедленно вернутся домой для совместного проживания. Дабы обеспечиваться уполномоченными государственными органами.
Но самое интересное во всех этих прекрасных поправках состоит в том, что в них нигде не упоминается собственно имя первого президента Республики Казахстан - лидера нации. То есть чисто теоретически этот закон может быть применен не только к Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, а и к какому-нибудь другому человеку. Надо только, чтобы этого другого человека тоже можно было бы назвать первым президентом Республики Казахстан, что, мне кажется, при развитии законотворчества в Казахстане не составит особого труда.
Реплика Максима Кононенко на радио "Вести ФМ"