Генетические тесты при устройстве на работу станут повседневной реальностью в России через 10-15 лет. Компаниям уже сейчас важно выбрать работника без расположения к серьезным заболеваниям и с хорошими личностными характеристиками. Следует ли это считать элементами генетической дискриминации, "Вести ФМ" рассказал руководитель портала по поиску работы SuperJob.ru Алексей Захаров.
"Вести ФМ": Алексей, здравствуйте! Такая вещь, как генетический тест, насколько, по вашим данным, распространена в России при приеме на работу?
Захаров: Оно не то, что не распространено, такого явления вообще не существует. Я не знаю, кто там из экспертов нафантазировал, но в ближайшие 10-15 лет при приеме на работу ничего подобного существовать не будет. Надо сказать, что генетический тест - сама по себе вещь новая и, конечно, они будут использоваться так или иначе в нашей повседневной жизни. Вот когда они будут использоваться в нашей повседневной жизни, тогда, вполне возможно, они будут как-то использоваться и в производстве. Пока об этом говорить рано.
"Вести ФМ": Но ведь подобные генетические тесты уже проводятся в США?
Захаров: Ничего там не проводится. Реальные генетические тесты все-таки достаточно дороги и говорить о том, что результаты этих тестов принимаются во внимание при приеме человека на работу, по меньшей мере странно. То есть, безусловно, есть какие-то определенные профессии, где здоровье человека играет очень важную роль. И в нашей стране проводятся определенные анализы для определения здоровья человека - для медицинских работников, для людей, которые работают на опасных предприятиях, с опасными какими-то материалами, для тех, кто работает с детьми - это всегда было, это всегда будет.
"Вести ФМ": Вы все-таки отрицательно относитесь к такому виду тестирования?
Захаров: Я к этому отношусь абсолютно положительно, потому что когда каждому человеку станет доступно еще и генетическое тестирование, мы будем гораздо больше знать о своем здоровье – это, безусловно, замечательно. Соответственно, такие услуги будут предлагаться в рамках добровольного медицинского страхования. И если сегодня мы идем за счет работодателя на диспансеризацию и понимаем, зачем нам это нужно - не работодателю, а нам в первую очередь, то через какое-то время, если в рамках диспансеризации мы сможем проходить еще и генетические тесты, то это замечательно. Просто здорово, если работодатель за это заплатит!
"Вести ФМ": Не следует ли нам заранее, пока это не стало массовым явлением, подумать о каких-то законных актах, чтобы не допустить таких вещей, как генетическая дискриминация?
Захаров: Не надо плодить сущности - есть такое хорошее правило философии. По-моему, надо решать проблемы по мере их возникновения. Я думаю, что при нашей с вами жизни ни с чем подобным столкнуться мы не рискуем. Поэтому не надо об этом сейчас.
"Вести ФМ": А сколько может стоить генетический тест?
Захаров: На сегодняшний день, насколько я знаю, все-таки качественный тест (хотя все время все это дешевеет) стоит десятки тысяч долларов. Безусловно, цены здесь будут падать. Но еще пройдет очень много времени, пока стоимость генетического теста сравняется со стоимостью анализа крови, например. Вот когда цены сравняются, хотя бы на уровне порядков, тогда мы сможем использовать это в повседневной жизни. Я первый схожу и сдам генетический тест.
Комментарии Алексея Захарова слушайте в аудиофайле.