В этот день ровно 20 лет назад - в 1990 году - председатель совета министров СССР Николай Рыжков выступил с программой перехода к регулируемой рыночной экономике. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко оживил в памяти этот эпизод эпохи "перестройки и ускорения".

В этот день ровно 20 лет назад - в 1990 году - председатель совета министров СССР Николай Рыжков выступил с программой перехода к регулируемой рыночной экономике. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко оживил в памяти этот эпизод эпохи "перестройки и ускорения".

Принято считать, что экономическая программа перестройки была самой невнятной и непоследовательной. И в принципе это верно, хотя бы потому, что подлинный смысл определения - регулируемая рыночная экономика - это как раз то, что есть сейчас у нас, а двадцать лет назад было во всех капиталистических странах. И чего, естественно, в планах коммунистов, хотя бы и самых либеральных, не было. Была попытка как-то модернизировать социалистическую экономику. Привнести в нее рыночные начала. То есть найти компромисс, которого в условиях социализма найти было невозможно. Однако в 1989 году было сформировано новое правительство СССР во главе с Николаем Ивановичем Рыжковым, в состав которого вошли восемь академиков и 20 докторов наук. Ключевую роль в этом кабинете играл академик Абалкин. Его-то концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике и представил Рыжков 25 мая 1990 года на заседании Верховного Совета СССР. Основным тезисом этой программы была реформа цен. А правильней сказать, ценообразования. Естественно, что даже для самого непросвещенного уха это воспринималось однозначно: цены вырастут.

И это вызвало ажиотаж. Пока Рыжков делал в Кремле свой доклад, в московских магазинах было распродано всё, что еще лежало на полках. Месячный запас растительного и сливочного масла. Трехмесячный запас блинной муки. Крупы различных сортов было продано в восемь раз больше обычного, а соли двести тонн вместо обычных ста. По стране прокатилась волна стихийных митингов с требованиями не повышать цены. И естественно, что в такой ситуации Михаил Горбачев предпочел дистанцироваться от таких радикальных планов, авторитетно заявив, что цены в СССР останутся на прежнем уровне.

Парадокс. Протестовали против проекта Рыжкова и Абалкина правильно, но не по той причине. Просто начинать надо было не с цен, то бишь с распределения, начинать надо было с вопроса о собственности и реорганизации производства. Именно это предлагалось сделать в знаменитой программе 500 дней Шалаина и Явлинского. Начать с приватизации предприятий и жилья, а уж, затем перейти к либерализации цен. Однако и эту обоснованно радикальную программу, появившуюся в том же 1990 году, Горбачев в конечном итоге осуществить не решился, предпочтя пустить выживание социалистической экономики на самотек.