В этот день двадцать лет назад - в 1990 году - в Москве продолжил работу Первый съезд народных депутатов РСФСР. По мнению обозревателя радио "Вести ФМ" Андрей Светенко, значение этого съезда не исчерпывается декларацией о суверенитете и фактом избранием Бориса Ельцина председателем республиканского Верховного Совета - фактически главой России.

Светенко: Весна 1990 года. Пресловутый Парад суверенитетов. Начался он, правда, еще за год-полтара до этого в Прибалтике. Литва, Эстония и Латвия уже приняли декларации о суверенитете, и аналогичная декларация, принятая на первом съезде народных депутатов РСФСР, только подтверждала, что страна стоит на перепутье.

Надо напомнить, что о выходе из Союза никто тогда вслух не заикался. Даже в Прибалтике. Тем более, в российском парламенте. Говорили о "дальнейшем развитии социалистической демократии". О передаче властных полномочий от центра республикам. Чтобы наполнить Советский Союз реальным содержанием. В этом смысле очень символично был представлен в зале Большого кремлевского дворца федеральный центр - в лице Горбачева. Михаил Сергеевич одиноко сидел на верхнем балкончике, где-то сбоку. Вроде и наверху, но в буквальном смысле - в пустоте.

А в зале бушевали споры. На первый взгляд, удивительно, потому что 86 процентов народных депутатов были членами КПСС. Но к тому времени всем уже было ясно, что эта партия объединяет людей самых разных убеждений. И, строго говоря, уже и не партия. В дни работы съезда буквально на глазах рождалась Компартия РСФСР во главе с Полозковым, объединявшая консерваторов. Да одно то, что в ходе заседаний съезда возникло 18 различных фракций и депутатских групп, говорит само за себя.

Выдвижение Ельцина на пост Председателя Верховного Совета РСФСР автоматического успеха не сулило. У его оппонента - Полозкова - шансов было не меньше. Только в третьем туре Ельцину удалось преодолеть рубеж 50 процентов плюс один голос. Но, пожалуй, никто тогда не мог предсказать, как будут разворачиваться события дальше. Впечатление такое, что мало кто даже соотносил происходящее в политической жизни страны весной 1990 года с масштабом социально-экономического кризиса, охватившего страну. Обсуждали конфуз с первомайской демонстрацией, когда митингующие освистали Политбюро, стоявшее на трибуне мавзолея. Газеты писали о "вымывании дешевых товаров", а люди между тем стояли в километровых очередях не за импортным дефицитом - такое было всегда - а уже за хлебом и сахаром.